19 ноября в рамках III Всероссийской конференции «Учить умеем» состоялась панельная дискуссия «Формирование учительских навыков: психологические инструменты и технологии обучения студентов-педагогов».
Модератором секции выступила главный аналитик Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании РАО Наталия Олеговна Леоненко.
В мероприятии приняли участие исследователи и преподаватели в области психологии, психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии. Участники обсудили способы применения результатов проводимых ими исследований для поддержки развития обучающихся, повышения их академической успешности и эмоционального благополучия. Представленные доклады стали отражением взаимодополняющих аспектов исследований личности обучающихся в контексте формирования учительских навыков.
Вопросы соотношения когнитивных особенностей и субъективного благополучия личности обучающихся освещены в докладе Антона Тищенко и Анны Варфоломеевой (ИП РАН). Результатами популяционного исследования специфики ценностей студентов-педагогов поделилась Наталия Олеговна Леоненко. Доктор психологии Митко Шошев (Пловдивский университет, Болгария) представил опыт использования программных пакетов в исследовании профиля латеральности когнитивных функций студентов. Светлана Беляева (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург) представила систематизированный и апробированный опыт организации практических занятий по теоретическим дисциплинам с учетом когнитивных особенностей цифрового поколения студентов. Об эмоционально-поведенческих проблемах подростков и возможностях их преодоления рассказала Марина Михайловна Лобаскова (РАО).
Междисциплинарный характер обсуждения проблемы сопровождения обучения будущих педагогов продемонстрировал возможность синергии между прикладными естественно-научными и психолого-педагогическими подходами психологии для формирования учительских навыков.
Рекомендации по итогам исследований могут быть использованы в контексте психологического сопровождения развития личности обучающихся, их академической успеваемости и эмоционального благополучия.
В ходе обсуждения возникла идея проведения совместных исследований специфики организации процесса обучения с применением ближней инфракрасной спектроскопии. Предложение предусматривает сотрудничество специалистов Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании РАО и доктора психологии Пловдивского университета им. Паисия Хилендарского (Пловдив, Болгария).
По итогам секции в резолюцию вошли следующие предложения:
– организовать серию вебинаров и мастер-классов по темам секции в рамках Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании РАО;
– сформировать рабочую группу для дальнейших исследований по оценке влияния ценностей и благополучия на профессиональное становление студентов-педагогов.