30 сентября в Российской академии образования состоялся круглый стол «Психолого-педагогические закономерности формирования ценностно-смысловых ориентаций личности», организованный Отделением психологии и возрастной физиологии РАО.
Модератором круглого стола выступил руководитель Кузбасского научного центра РАО, директор социально-психологического института Кемеровского государственного университета, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Михаил Сергеевич Яницкий.
В ходе обсуждения рассматривались: социальный контекст и психологические механизмы ценностно-смыслового развития личности; проблемы становления системы ценностно-смысловых ориентаций в образовательном пространстве; актуальные задачи и направления, а также психолого-педагогические технологии целенаправленного формирования ценностных ориентиров обучающихся.
С приветственным словом к участникам обратился академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО Сергей Борисович Малых, подчеркнув социальную значимость и актуальность формирования ценностно-смысловых ориентаций обучающихся в современных условиях.
На круглом столе с докладами выступили:
Михаил Сергеевич Яницкий, руководитель Кузбасского научного центра РАО, директор Социально-психологического института Кемеровского государственного университета, член-корреспондент РАО («Психологические механизмы и факторы формирования системы ценностных ориентаций личности»);
Андрей Викторович Серый, профессор кафедры психологических наук Кемеровского государственного университета («Ценностно-смысловая детерминация идентификационных процессов»);
Юлия Михайловна Перевозкина, руководитель Научного центра РАО Новосибирского государственного педагогического университета, заведующая кафедрой практической и специальной психологии НГПУ («Ценностные предикторы профессиональной идентичности студентов в условиях смешанного обучения в вузе»);
Наталья Анатольевна Самойлик, профессор кафедры юридической психологии, педагогики и организации воспитательной работы с осуждёнными Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний России («Формирование профессионально-ценностных ориентаций личности в образовательном пространстве»);
Алексей Анатольевич Утюганов, заместитель начальника Военной ордена Жукова академии войск национальной гвардии Российской Федерации по научной работе («Актуальные аспекты формирования ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации»);
Марина Вячеславовна Сокольская, профессор кафедры психологии, социологии и антропологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» («Влияние социальной рекламы на жизненные ценности молодежи»).
Обобщая представленные материалы и результаты исследований, Михаил Сергеевич Яницкий выделил и охарактеризовал наиболее перспективные психолого-педагогические технологии целенаправленного формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: приемы и техники смыслодидактики, нарративные практики, позитивные психологические интервенции.
Подводя итоги, Сергей Борисович Малых отметил, что критерием эффективности образовательной деятельности является не декларативное, а осознанное внутреннее принятие обучающимися транслируемых ценностей.