В РАО обсудили интеграцию изобразительной деятельности обучающихся в общешкольную образовательную модель

Меню раздела

18 ноября в Российской академии образования прошел научно-методический семинар с мастер-классом «Интеграция изобразительной деятельности обучающихся в образовательную модель школы как форма визуального научного познания окружающей действительности и реальной картины мира».

Мероприятие организовано Отделением общего среднего образования Российской академии образования и Художественно-графическим факультетом Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (ХГФ ИИИ МПГУ) при поддержке ведущих научно-педагогических и художественных вузов страны.

С приветственными словами на открытии пленарного совещания к участникам семинара обратились декан Художественно-графического факультета МПГУ Константин Михайлович Зубрилин, декан факультета изобразительного искусства и народных ремёсел Государственного университета просвещения Павел Дмитриевич Чистов и профессор департамента изобразительного, декоративного искусств и дизайна Института культуры и искусств МГПУ Сергей Павлович Рощин.

В рамках научной программы семинара с докладами выступили ученые и эксперты Российской академии образования. Академик РАО Борис Анатольевич Карев рассказал о приёмах цифровой визуализации в предметно-информационных блоках школьных дисциплин. Академик РАО Леонид Георгиевич Медведев выступил с докладом «Рисование с натуры как основа изобразительной грамоты». Член-корреспондент РАО Дмитрий Анатольевич Хворостов представил сообщение «Визуальное познание окружающей действительности школьниками средствами современного дизайна». Доцент РАО Иван Юрьевич Руднев в своем докладе осветил тему цифровых образовательных технологий в сфере изобразительного искусства. В работе семинара также приняли участие известные специалисты в области художественного образования. Курбатова Наталья Викторовна, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева ХГФ ИИИ МПГУ, представила доклад «Обучающий аспект олимпиады школьников по изобразительному искусству». Начальник отдела аттестации педагогических работников и управленческих кадров ГАОУ ДПО Московской области «Корпоративный университет развития образования» Долгоаршинных Нелли Владимировна рассказала об особенностях рисования с натуры в общеобразовательной школе. Игнатьев Сергей Евгеньевич, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева ХГФ ИИИ МПГУ, и Барциц Рауф Чинчорович, заведующий кафедрой рисунка ХГФ ИИИ МПГУ, поделились с участниками семинара своим видением проблем преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Научное руководство семинаром осуществляли академик Российской академии образования и Российской академии художеств, научный руководитель Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ Станислав Петрович Ломов и доцент РАО, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева ХГФ ИИИ МПГУ Иван Юрьевич Руднев.

Программу семинара завершил мастер-класс «Искусство быстрого рисунка», который провел художественный руководитель школы № 548 «Царицыно», заслуженный учитель Российской Федерации Геннадий Владимирович Соколов. Он также выступил с сообщением «Возможности и скрытые ресурсы учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе». В ходе практической части участники освоили методы визуального анализа и синтеза образа, основанные на принципах научного наблюдения и художественной интерпретации.

Семинар объединил представителей научного и педагогического сообществ: ученых, педагогов, методистов, руководителей образовательных организаций, преподавателей системы высшего и среднего профессионального образования, учителей общеобразовательных школ и учреждений системы дополнительного образования, а также аспирантов и студентов.

Участники обсудили роль изобразительного искусства как средства визуального научного познания и представили практические инструменты его интеграции в междисциплинарные образовательные практики. В рамках программы состоялась презентация выставки «Наука и искусство», включающей работы учащихся школ г. Москвы № 548 «Царицыно», № 504, № 1955 и школы «Перспектива».

В заключительной части семинара подведены итоги работы и определены перспективные направления развития взаимодействия и сотрудничества между научным сообществом, общеобразовательными учреждениями и высшей школой. Семинар стал значимым шагом в развитии междисциплинарного подхода к школьному образованию, подтвердив важность изобразительной деятельности как инструмента формирования целостной научно обоснованной картины мира у обучающихся.

Трансляция

 

Фотографии предоставлены Художественно-графическим факультетом Института изящных искусств МПГУ