Виртуальная выставка ко Дню российского кино

Меню раздела

День российского кино ежегодно отмечается 27 августа.

Это профессиональный праздник сценаристов, режиссёров, операторов, актёров, каскадёров – всех участников процесса создания кинопроизведений. Праздник отмечается также преподавателями и студентами профильных учебных заведений, сотрудниками кинотеатров, производителями съёмочной и воспроизводящей техники.

История праздника началась в 1980 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР был объявлен «День советского кино». В новой России утвердилось название праздника «День российского кино».

Этот день  традиционно отмечается демонстрацией на разных площадках новых картин и всемирно признанных шедевров отечественного кинематографа. Выдающимся деятелям кинематографа вручают награды и почётные грамоты. Ежегодно проводится акция «Ночь кино». В 2024 г. она состоится в восьмой раз. Открытые кинотеатры, концертные залы, музеи и библиотеки подготовят для гостей лекции и экскурсии, мастер-классы и встречи с актёрами, концерты и показы известных фильмов.

В международном собрании детского рисунка Российской академии образования хранятся работы, отражающие  взаимодействие подрастающего поколения с киноискусством на протяжении многих лет, начиная с 1920-х годов. Есть уникальные рисунки, представляющие реакцию детей на конкретные кинопроизведения, зрителями которых они были в годы появления на экраны. Десятилетний Глеб Головин представил «Просмотр фильма «Чапаев». На экране кинозала Глеб воспроизвел конкретный кадр напряженного момента кинодрамы.

Некоторые рисунки, хранящиеся в собрании, являлись для кинематографистов документальным источником информации о жизни в 1920-е  годы: ведь дети очень наблюдательны и видят подробности жизни, не попадающие в поле зрения взрослого человека. Известны мультипликационные фильмы, посвященные истории СССР, сделанные на основе монтажа фрагментов  детских рисунков. На виртуальной выставке представлены работы, являющиеся источником формирования визуального представления о жизни в городе в 1920-1950-х годов. С интересными документальными подробностями дети изображали движение транспорта в городе, пожар, торговлю на рынке. На рисунке Славы Никитенко 1955 года изображена оживленная толпа у кинотеатра «Радуга» в Москве. Афиши знакомят с идущими в нем новыми остросюжетными картинами.

Художественно-образный язык кинематографа на протяжении десятилетий оказывает влияние на образный язык творчества детей. Сюжетные композиции, выполненные подростками в период господства метода социалистического реализма («Допрос Зои Космодемьнской», «Весточка домой»), напоминают кадры военных фильмов. В последние десятилетия в художественном творчестве подростков ощутимо влияние психологического кинематографа, что проявляется в сложных пространственных решениях, выразительном монтаже разновременных событий («Голуби»). На творчество детей младшего возраста ощутимо влияние анимации.

Любовь к зрелищу заложена в природе ребенка. Именно поэтому дети с раннего возраста с удовольствием и восхищением изображают цирк, театр, любимых героев мультипликационных фильмов. В «зрелищных» рисунках угадываются изображения маленьких авторов, которые в равной мере любят быть зрителями и артистами.

Влияние кинематографа проявляется и в иллюстративном творчестве юных художников. Именно кино дает наиболее достоверное представление о жизни в эпоху Пушкина и Лермонтова, Толстого и Чехова, помогая составить собственное визуальное представление о конкретных литературных персонажах.

Так многообразно влияние киноискусства на творческое развитие подрастающего поколения, на формирование культурного кругозора.