РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Юрий Зинченко: “В образовании нужно много раз подумать, прежде чем что-то менять”

Проблемы образования.

Гость – Юрий Зинченко, президент Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ им. Ломоносова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ, доктор психологических наук, профессор, академик РАО.

Ведущий “Вестей ФМ” – Дмитрий Куликов.

ЗИНЧЕНКО: То, что необходимо, наверное, сохранить в первую очередь – это научно обоснованное принятие управленческих решений. Потому что система образования – одна из самых инерционных, наверное, в обществе, в государстве. Здесь нужно много раз подумать, прежде чем что-то поменять или что-то модернизировать, или что-то реформировать, потому что здесь нужно говорить об отдаленных последствиях. В образовании не бывает так, что сегодня что-то поменяли, а завтра вдруг уже получили результаты. Если такое бывает, то, чаще всего, результаты бывают не самыми положительными. Поэтому, в первую очередь – продуманность, прогностическая способность вот именно науки, которая позволяет предвидеть какие-то негативные сценарии или какие-то риски, которые необходимо минимизировать.

А говоря об образовании в целом, конечно, это сейчас модная тема – вызовы, которые стоят перед экономикой, перед страной. Перед образованием тоже стоят достаточно ощутимые и глобальные вызовы – не только перед российской системой образования, перед системой образованием вообще. Здесь, конечно, на передний план выходит то, что мы называем “цифровизацией”. С одной стороны, вроде бы это – важные и нужные моменты, мы говорим “цифровая экономика”, “цифровые отношения”, которые будут складываться экономические, но при этом мы говорим и о цифровом обществе тоже: насколько мы простроили в этом цифровом обществе цифровую мораль, цифровую этику. Потому что когда переходим уже к ребенку, то его социализация в этом цифровом обществе… Когда в полтора годика приходит уже этот гаджет, виджет и, собственно, высокоскоростной Интернет, то он становится участником цифрового уже пространства. Насколько мы к этому готовы?

КУЛИКОВ: С моей точки зрения, вообще не готовы, потому что у нас дети пропадают в этом цифровом пространстве.

ЗИНЧЕНКО: Да. Почему? Потому что индустрия в этом смысле идет быстрее, чем принятие необходимых решений. Поэтому, с одной стороны, конечно, это – важный развивающий момент, мы не можем отказываться от прогресса, с другой стороны – мы должны прекрасно понимать, что есть определенные границы: у всякой медали есть оборотная сторона! Поэтому, говоря о развитии каких-то когнитивных, в первую очередь, способностей, мы вдруг вынесли за скобки и не обратили внимания, что, развивая только лишь память, внимание, мышление и все эти когнитивные наши функции, мы вдруг забыли об эмоционально-волевом и мотивационном развитии ребенка.

Полностью слушайте в аудиоверсии.