РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: О.Ю. Васильева

Ольга Васильева: Необходима новая модель подготовки будущих педагогов

Президент Российской академии образования Ольга Васильева рассказала читателям газеты «Педагогический университет» МПГУ, какой видит новую модель подготовки будущих педагогов.

 

Ольга Юрьевна, Вы избраны президентом Российской академии образования. Какие направления, на Ваш взгляд, сегодня приоритетны для развития наук об образовании?

Ольга Васильева: Так получилось, что за последние 30 лет фундаментальных масштабных исследований в области педагогических наук, особенно связанных с детьми, подростками, не было. И на сегодняшний день мы испытываем потребность в работах, которые связаны с когнитивным развитием ребенка, с проблемами обучения и воспитания, с физиологическим развитием. Те современные жесткие вызовы, которые мы все сейчас на себе ощущаем, конечно, требуют ответа. И этот ответ могут дать только междисциплинарные исследования, которые помогут нам подойти к осознанию и обновлению идеологии системы образования. Потому что в ситуации цифровой трансформации нам нужно сформировать основу современной дидактики. Дистанционное обучение показало, что мы нуждаемся в ответе на все вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Но и этого мало.

Сегодня невозможно двигаться дальше без очень важного направления – развития личности, а именно того, что я называю гуманитарной составляющей образования. Иногда я еще использую словосочетание «очеловечивание образования». Мы забыли, что в центре стоит прежде всего ребенок, и нам нужно вернуть точку опоры в педагогическую антропологию. Напомню, что основателем педагогической антропологии был К.Д. Ушинский.

Какую роль здесь должны играть педагогические вузы? Как Вы планируете выстраивать с ними работу, включая МПГУ?

Ольга Васильева: Я бы даже не стала использовать деепричастие «включая» по отношению к МПГУ, потому что Ленинский педагогический вуз – один из старейших, контакт и тесное сотрудничество с ним будет, я надеюсь, всегда. На сегодняшний день, как мне кажется (а вы согласитесь, потому что видите жизнь университета изнутри), система подготовки будущих педагогов требует обновления: и технологии, и методики, и средства обучения. Само образовательное пространство должно быть другим.

Мы все говорим, что необходима новая модель подготовки будущих педагогов, но мало кто дает ей определение. Я считаю, что она должна опираться на три составляющие. Это традиции, которые очень сильны в педагогической российской науке, это реалии современного цифрового общества и прогнозирование. И с опорой на эту триаду будет выстраиваться то новое, что мы вкладываем в подготовку будущих педагогов.

Я считаю, что необходимо усилить именно составляющую педагогического образования для студентов. Мы должны отказаться от формального подхода подготовки педагогов. Можно сколько угодно с этим спорить, но есть несколько профессий, где «чистые» технологии не настолько важны. Учитель – одна из них. Если желание пойти в профессию идет не изнутри, то результатов мы больших не дождемся, несмотря на хорошее образование. Приход в школу, где вы останетесь на долгие годы, связан с движением души. И «естественников» мы тоже должны воспитывать с большой долей гуманитарных знаний. Мне кажется, что несколько десятилетий назад этому уделялось больше внимания. Технологии ради технологий – это не про сегодняшний день.

РАО должна быть включена в процесс перенастройки системы подготовки педагогов.  У Академии есть 35 региональных научных центров. И что важно для нас, эти центры работают, как правило, на базе региональных или федеральных университетов. Большая часть из них, естественно, педагогическая. Мы всегда будем поддерживать и развивать центры Академии. И здесь РАО должна выполнять свое важнейшее предназначение –  обеспечить профессиональную научно-методическую поддержку вузов.

 

Полную версию интервью читайте по ссылке.