РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Б.Л.Вульфсон

К 100-летию со дня рождения Бориса Львовича Вульфсона

К 100-летию известного отечественного компаративиста, одного из основоположников научной школы сравнительной педагогики, члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора

БОРИСА ЛЬВОВИЧА ВУЛЬФСОНА

(1920-2016)

Дорогие коллеги!

27 мая мы отмечаем 100-летие со дня рождения Бориса Львовича Вульфсона. В силу обстоятельств мы это делаем в заочном формате, однако память об известном ученом-компаративисте, со-основоположнике нашей научной школы сравнительной педагогики, члене-корреспонденте РАО, докторе педагогических наук, профессоре Б.Л. Вульфсоне требует нашей очной встречи. Это наша научная обязанность, наша необходимость, наш долг перед памятью и наследием ученого, проработавшего в стенах Института 55 лет!

Этот Круглый стол в рамках Научного совета по сравнительной педагогике будет встречей коллег и товарищей Бориса Львовича, встречей ученых-последователей научной школы З.А. Мальковой–Б.Л. Вульфсона. Мы вспомним Бориса Львовича, замечательного ученого, интеллигентнейшего человека с великолепным чувством юмора, мы обсудим обширное научное наследие Б.Л. Вульфсона, научные проблемы современной компаративистики.

К проведению очного мероприятия уже выйдут номера журналов «Ценности и смыслы» (№4), «Отечественная и зарубежная педагогика» (№4), в которых будут воспоминания о Б.Л. Вульфсоне и научные статьи по педагогической компаративистике.

Несколько слов о Б.Л. Вульфсоне

М.Л. Левицкий, академик РАО, академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО: «Борис Львович отличался врожденной интеллигентностью и личным обаянием. Общение с ним всегда было интересным, полезным и насыщенным. Нельзя не отметить и его тонкое чувство юмора. Так, совершенное владение французским языком позволяло ему включать собеседников в забавные зарисовки, основанные на языковых нюансах разных провинций Франции, и с учетом исчезающе малого словарного запаса слушателей».

В.П. Борисенков, академик РАО: «Борис Львович   покорил меня доброжелательностью, глубиной и широтой своих познаний в разных областях гуманитарных наук.  Он никогда не стремился нравиться, напротив, иногда был едок на язык, мог съязвить, но очаровывал широким кругозором и интересом к каждому человеку, с которым он соприкасался и общался, и ярко выраженным остроумием».

А.Н. Джуринский, академик РАО: «В 1970-х гг. Б.Л. Вульфсон занимался вопросами методологии педагогики. Имея это ввиду, руководитель нашей лаборатории по всеобщей истории педагогики, будущий член-корреспондент РАО К.И. Салимова пригласила Бориса Львовича встретиться с сотрудниками и сделать небольшое сообщение. Во время встречи Борис Львович продемонстрировал недюжинную эрудицию, цепкий и ироничный ум, легко, непринужденно и содержательно парировал высказанные суждения».

С.А. Дудко, к.пед.н., последняя ученица Б.Л. Вульфсона: «Являясь известным ученым не только в России, но и за её пределами, Борис Львович оставался всегда открытым к обсуждению и дискуссиям, пусть даже с начинающим исследователем. Главное – нужно было суметь правильно сформулировать мысль и отстоять своё мнение на доказательной основе. Борис Львович умел вдохновлять. С ним можно было спорить, он никогда не был категоричен в своих высказываниях: умел выслушать, тактично сделать замечание, тонко пошутить. Он всегда чему-то учился всю жизнь. В 90 лет он освоил компьютер и научился использовать скайп. Но, конечно, всегда оставался верным своим любимым средствам информации – газете и книге. До последнего года регулярно посещал библиотеку, где подолгу работал с зарубежной прессой».  

Е.Я. Орехова, проф., Л.Н. Полунина, доц.: «…большому ученому под силу создать свое большое время, тот временной континуум, в котором осуществляется бесконечный диалог между поколениями, пространствами, смыслами. Опыт диалога с профессором Вульфсоном, который нам посчастливилось получить еще при его жизни, запустил процесс самостоятельного думания об этическом содержании тех вопросов, которые мы задаем себе сегодня – «как жить?» и «что делать?» в науке».

Перечень эссе и статей, подготовленных к публикации в №4 журнала «Отечественная и зарубежная педагогика»

 М.Л. Левицкий. О Б.Л. Вульфсоне.

А.Н. Джуринский. Слово об ученом.

А.Н. Джуринский. Зарождение высшего образования в Средневековом мире.

А.П. Суходимцева. Научная школа «Сравнительная педагогика» в деятельности Б.Л. Вульфсона: типологический аспект.

 Е.В. Неборский. Сегодняшнее завтра: глобальные риски как фактор трансформации высшего образования.

И.Г. Сухин. Важнейшие аспекты методического обеспечения общего образования в ведущих восточноазиатских странах в условиях глобальных рисков.

Г.Ю. Беляев. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования.

Перечень эссе и статей, подготовленных к публикации в №4 журнала «Ценности и смыслы»

В.П. Борисенков. Воспоминания о Б.Л. Вульфсоне.

С.В. Иванова. Встречи с Б.Л. Вульфсоном.

С.А. Дудко. Личность Бориса Львовича Вульфсона и его вклад в развитие сравнительной педагогики в России.

Е.Я. Орехова, Л.Н. Полунина. Времена и смыслы компаративистики (к 100-летию со дня рождения профессора Б.Л. Вульфсона).

Е.В. Бережнова. Проявление методологической культуры педагога в сравнительном анализе основных понятий по теме исследования.

Е.В. Неборский. Качественные методы как инструмент верификации данных в сравнительной педагогике.

ПРЕСС-ЦЕНТР