РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Известия: «Фейк-контроль: ученые назвали топ-5 вредных нейромифов среди учителей»

Подавляющее большинство опрошенных российских учителей (более 90%) верят в то, что дети делятся на «визуалов» и «аудиалов», что при обучении нужно учитывать «правополушарные» и «левополушарные» особенности школьников, а с помощью работы над мелкой моторикой можно развить речь и повысить грамотность. Однако ни одно из этих укоренившихся представлений о мозге не вполне правдиво. Таковы результаты исследования, проведенного учеными Российской академии образования (РАО). При этом такие заблуждения совсем не безобидны, считают исследователи. На основе подобных мифов создаются методики, задания и учебники, которые некоторые педагоги применяют на практике.

По итогам исследования 2021 года, 90–95% опрошенных педагогов полагают, что обучение будет эффективнее, если ребенок получает информацию в «доминирующем» стиле в зависимости от того, к какой группе по восприятию он относится — «аудиал», «визуал» или «кинестетик». В основе этого мифа лежат данные о том, что зрительная, слуховая и кинестетическая (через обоняние и осязание) информация обрабатывается в разных областях мозга. Ученые предупреждают, что научного подтверждения этого мифа нет — дети учатся лучше, если получают мультимодальную информацию, то есть ту, которая обрабатывается посредством различных органов чувств.

Другой популярный среди учителей миф — «правополушарные» и «левополушарные» особенности детей необходимо учитывать в процессе обучения. В это верят более 85–95% опрошенных педагогов. Из такого заблуждения родились тезисы, что доминирование правого полушария определяет такие особенности левшей, как высокую эмоциональность и творческие способности. А проблемы с математикой у учеников часто оправдывают «правополушарностью».

«Смешение фактов и мифов создает риск применения некорректных методик и усиления обучения на этапе дошкольного возраста. Кроме того, детей могут необоснованно разделять из-за принадлежности к одному или другому «типу» восприятия, — убеждена руководитель исследования, академик РАО, главный научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. — Это становится предпосылкой для неадекватных методов коррекции школьных проблем и неправильного отношения к детям с особенностями развития».

Подробности – по ссылке.