РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: О.Ю. Васильева

Интервью Ольги Васильевой журналу «Вестник образования» Минпросвещения России

Интеграция наук об образовании в общую стратегию научно-технологического развития России, изменение роли наук об образовании в обеспечении устойчивого, динамичного и сбалансированного развития нашей страны – такие ключевые задачи ставит перед собой и перед Российской академией образования (РАО) Ольга Юрьевна Васильева, избранная Президентом Академии подавляющим большинством голосов. Как выглядит дорожная карта содержательных и структурных перемен Академии? Как именно РАО будет усиливать роль наук об образовании в обеспечении устойчивого развития страны? Об этом академик РАО, доктор исторических наук, профессор, экс-министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева рассказала в интервью электронному журналу «Вестник образования» Минпросвещения России.

Ольга Юрьевна, первый вопрос – на поверхности. Когда в конце июня Вы большинством голосов были избраны руководителем Академии, многие СМИ вышли с заголовками, что РАО возглавила экс-министр просвещения. Это и понятно: профессиональное сообщество, да и родительская общественность, хорошо знает, кто такая Ольга Васильева. Историк. Религиовед. Четыре года на посту министра. Да еще в переломный момент, когда Минобрнауки разделили на два ведомства. При Вас астрономия вернулась в школы, вырос интерес к шахматам. Именно Вы всегда выступали за то, чтобы защита диссертаций в аспирантуре стала обязательным условием выпуска… Теперь Вы у руля научной академии. Что для Вас, как руководителя РАО, – точка отсчета в ближайших планах работы?

Я убеждена, что на старте всегда должен быть анализ. Поясню почему. Обновление системы образования должно поддерживаться наукой. Это важнейшее условие. Только так, через научное обоснование конкретных направлений развития, нужно двигаться вперед. 

Что я имею в виду? В последние 30 лет комплексных и масштабных фундаментальных исследований в области детства, связанных с физиологическим и когнитивным развитием ребенка, проблемами обучения и воспитания, не было.

Безусловно, определенная научная работа велась, есть развернутая сеть региональных научных центров РАО. Но единой системы, выверенного подхода к развитию педагогической науки в силу разных причин в последние годы не наблюдалось. Поэтому я считаю, что начинать нужно с анализа того, что мы имеем. Просто чтобы понять, как и куда нам двигаться дальше.

Развитие разных областей экономики, наращивание технологической базы – все это сквозной линией проходит через образование. Образование – основа любого направления деятельности. Поэтому так важна поддержка фундаментальных исследований в области наук об образовании. Педагогическая наука обязательно должна быть включена в систему научно-технологического развития страны. Это одна из первых и важнейших задач и залог обеспечения динамичного и сбалансированного движения вперед.  

При этом я считаю, что те уставные направления деятельности Академии, которые были заложены в 1943 году, актуальны и сейчас. Только сегодня у нас другие вызовы. Их больше, они более агрессивные. Зачастую эти вызовы менее заметны, но на них важно и нужно реагировать. 

Необходимо четко сформулировать и начать формировать современную модель образования. Мир ведь стремительно меняется, другими становятся социокультурная и образовательная среда, методология развития. Академия не может стоять в стороне от этих процессов. Мы обязательно будем опираться на традиции, сегодняшние реалии и научное прогнозирование. Если этой триады не будет: традиции, реалии и прогнозирование, – мы не сможем никуда двигаться.

Полную версию интервью читайте на интернет-портале журнала «Вестник образования».