РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Отделение философии образования и теоретической педагогики

История создания Отделения
   В научной и организационной жизни Российской академии образования Отделение философии образования и теоретической педагогики занимает особое и значимое место.

Необходимость присутствия в составе Академии отделения, фокусировавшегося на комплексе методологических и теоретических проблем развития педагогического знания, рельефно осознавалось с самого начала ее создания. Так, в Уставе Академии педагогических наук РСФСР, утвержденном 14 февраля 1944 г., в числе трех отделений было указано отделение педагогики.
  В дальнейшем по мере развития и усложнения спектра научно-педагогических исследований происходила его специализация. В частности, в 1990 г. на завершающем этапе советского периода развития академической науки подразделение именовалась как «отделение методологии, теории и истории педагогики», а в 1992 г. отделение обрело свое современное название – «Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования».
  На разных этапах становления и развития Отделения его деятельностью руководили признанные ученые. В их числе академики АПН СССР и РАО Федор Филиппович Королев, Георгий Николаевич Филонов, Эле Исаевич Моносзон, Алексей Иванович Пискунов, Юрий Константинович Бабанский, Володар Викторович Краевский. С 2008 года академиком-секретарем Отделения является академик РАО Михаил Львович Левицкий.
  Учеными Отделения созданы многие широко известные в России и за рубежом научные школы. В их числе: Научная школа методологии педагогики, основатель – академик РАО Володар Викторович Краевский (в настоящее время руководитель – член-корреспондент РАО Владислав Владиславович Сериков); Научная школа «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи», основатель – академик РАО, Людмила Ивановна Новикова, (в настоящее время руководитель – академик РАО Наталия Леонидовна Селиванова); Научная школа дидактики, в числе основателей которой академик АПН СССР Михаил Николаевич Скаткин, академик РАО Исаак Яковлевич Лернер, академик АПН СССР Николай Михайлович Шахмаев, (в настоящее время руководитель – д.п.н. Ирина Михайловна Осмоловская); Научная школа истории педагогики – основатель академик РАО Захар Ильич Равкин ( в настоящее время руководитель член-корреспондент РАО Михаил Викторович Богуславский); Научная школа сравнительной педагогики, в числе основателей которой академик РАО Зоя Алексеевна Малькова, член- корреспондент РАО Борис Львович Вульфсон (в настоящее время – руководитель академик РАО Светлана Вениаминовна Иванова). В целях консолидации усилий профессионального сообщества отраслевых экономистов по развитию и совершенствованию ресурсных условий повышения качества образования в РФ в Отделении заложен фундамент научной школы экономики образования. Руководитель- академик РАО М.Л. Левицкий.
  Члены Отделения осуществляют широкий комплекс актуальных практико-ориентированных исследований, обращенных к научному обоснованию и совершенствованию как педагогической науки, так и системы российского образования.
 
Результаты деятельности и достижения Отделения
В 2022 году были получены следующие важнейшие результаты:
  I. Теоретические и методические основы формирования личностных результатов обучающихся в условиях цифровизации образования. Коллектив разработчиков под руководством академика РАО Н.Л. Селивановой.
    Новизна проведенного исследования связана с двумя аспектами. Во-первых, представлены теоретические и методические основы формирования личностных результатов обучающихся, в частности, выявлены принципы формирования личностных результатов обучающихся в условиях цифровизации образования (приоритета заботы о здоровье школьника, опоры на гуманистические ценности в процессе интернет-коммуникации, расширения возможностей для развития личности школьника в цифровой среде, дополнительности интернет-коммуникации в педагогическом общении, компенсации цифровых рисков в организации деятельности школьников, опоры на цифровой этикет в процессе интернет-коммуникации).
  Во-вторых, определено, какие новые возможности дает цифровизация образования для формирования личностных результатов и как ими грамотно воспользоваться и какие риски для личностного развития ребенка несет в себе цифровизация образования и как их минимизировать?
  Раскрыты возможности цифровых технологий в организации совместной деятельности и общения педагогов и школьников; в поддержке саморазвития личности школьника; в личностно развивающей деятельности классного руководителя; в профориентации школьников.
  Также охарактеризованы риски использования цифровых технологий в данных областях.
  Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты легли в основу разработки научно-методических рекомендаций для педагогов образовательных организаций о возможностях и рисках использования цифровых технологий в развитии личности школьника
  II. Модель развития информационных ресурсов высшей школы в условиях цифровой трансформации. Коллектив разработчиков под руководством академиков РАО М.Л. Левицкого и В.В.Гриншкуна.
  В ходе исследования определены направления, характеристики и перспективы развития дидактики в условиях массовой цифровизации российских вузов: совершенствование методов обучения, предусматривающих телекоммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса, использование онлайн-микрокурсов, расширение самостоятельного и «перевернутого» обучения, привлечение мировых источников информации на разных языках, цифровых ресурсов, несводимых к бумажным изданиям, опора на личные цифровые устройства обучающихся, использование ресурсов цифровых образовательных коллекций, расширение базы для лабораторно-практических занятий за счёт технологий новой индустриальной революции, повышение взимообмена цифровыми ресурсами между разными вузами, развитие целей и содержания обучения с учётом внешних факторов цифровизации общества, а не цифровых ресурсов, появляющихся в системе высшего образования.
  Разработана многокомпонентная модель, описывающая аспекты развития информатизонных ресурсов высшей школы в условиях цифровой трансформации. В модели систематизированы четыре группы естественных областей потребности систем обучения в использовании цифровых ресурсов, соответствие ресурса которым, как правило, приводит к повышению эффективности дидактики. Модель содержит критерии классификации цифровых ресурсов (по степени влияния на эффективность средств и методов обучения, по привязке к разным методам и формам обучения, по дидактическому предназначению). Частью модели являются компоненты возможной цифровой образовательной среды вуза, которая предусматривает унификацию и интеграцию цифровых ресурсов, используемых в учебной, внеучебной, контрольно-измерительной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности образовательных организаций.
  Предложены способы унификации и интеграции цифровых ресурсов, в частности, выработаны критерии и подходы, благодаря которым из таких ресурсов можно компоновать востребованные коллекции и Интернет-порталы (удовлетворяют критериям качества, апробированы, не эквивалентны бумажным изданиям, отвечают выявленным потребностям систем обучения, предусматривают общение).
  Применение модели и других положений позволит повысить эффективность и универсальность подготовки преподавателей вузов, большинство из которых не владеют простейшими приёмами анализа имеющихся цифровых ресурсов, не осуществляют их отбор с учётом потребностей систем обучения конкретным дисциплинам. Компоненты модели и критерии являются значимыми для разработчиков цифровых ресурсов и составителей коллекций таких ресурсов для высшей школы.
  III. Разработка теоретических и практических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях. Коллектив разработчиков под руководством академика РАО Н.Л. Селивановой.
Новизна проведенного исследования связана с разработкой теоретических и практических основ организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.
Они включают в себя:
– определение методологического инварианта, представляющие исходные основания для организации воспитательной работы в вузах страны;
– учет особенностей взросления современной молодежи;
– опора на фундаментальные исследования в области воспитания с целью выбора: а) сущности явления, разделяемой субъектами воспитания; б) уровня реализуемой практики;
– обеспечение сочетания национальных, профессиональных и личных ценностей субъектов воспитания;
– инициирование и обеспечение насыщенной жизнедеятельности и личностно-профессиональной коммуникации в пространстве вуза;
– трансформация среды вуза в воспитательную среду, пространства вуза – в воспитательное пространство.
  Проведенное исследование показало, что сегодня затруднена централизация теоретических установок, их реальное принятие и реализация. В этой связи в последние годы активизировались три сценария:
– принятие ведомственных установок в сфере воспитания, задающих ценностный ряд, содержание, организационную структуру воспитательной работы (фиксируется, прежде всего, в практике военных вузов);
удержание уже созданных собственных систем воспитания (реже – воспитательных систем) в том варианте, который понятен и удобен конкретному вузу, не противоречит их организационной культуре, профессиональному своеобразию и традициям; воспитательная работа при этом также имеет очевидное своеобразие;
– спонтанное реагирование на «сигналы» вышестоящих управленческих структур как тренд воспитательной работы, что сводит ее к набору мероприятий в соответствии с официальным событийным календарем, традициями вуза и регулярными требованиями, запросами, рекомендациями извне.
  Понимание этих сценариев имеет практическое значение для определения каждым вузом на какие теоретические установки в воспитательном процессе они ориентируются.
  Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что опираясь на системные характеристики концепций, программ, практик воспитания, воспитательной деятельности и воспитательной работы в высших учебных заведениях Российской Федерации в современных условиях были разработаны: Примерная программа воспитания в высшей школе; методические рекомендации по проектированию рабочих программ воспитания на основании Примерной программы воспитания; методические рекомендации для руководства вузов и профессорско-преподавательского состава по организации и реализации воспитательной работы со студентами и сотрудниками и программа повышения квалификации для преподавателей вузов по проблеме совершенствования воспитательной работы.

Перспективы и направления деятельности Отделения
  Основными направлениями научной и научно-организационной деятельности в 2023 году и на среднесрочную перспективу является проведение и координация исследований в области наук об образовании в предметной сфере работы Отделения, экспертиза полученных здесь результатов, анализ состояния исследований в области наук об образовании.
  Продолжается выполнение темы «Разработка теоретических и практических основ инновационного развития высшего образования и дидактики высшей школы в условиях цифровой трансформации».
  Одним из приоритетных направлений деятельности Отделения в 2023 году является координация располагаемых ресурсов на выполнение задач, поставленных в Национальных проектах «Образование», «Цифровая экономика», Федеральной программе «Кадры для цифровой экономики» в части применения цифровых технологий в сфере образования и экспертизе получаемых здесь результатов.
  Члены Отделения примут участие в решении задач, поставленных в «Программе фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» в части тематики подразделов 5.7.1. «Междисциплинарные исследования современного детства. Тенденции и закономерности развития современного ребенка в условиях цифрового общества», 5.7.5 «Перспективы развития непрерывного педагогического образования; новые теоретические подходы к обновлению содержания и методов педагогической деятельности», 5.7.8. «Проблемы, перспективы и минимизация рисков развития образования в России в условиях использования цифровых технологий» направления науки: 5.7 «Науки и образования»