РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: бюро М.Л.Левицкий отделение

Заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики

28 июня 2106 года в Российской академии образования состоялось заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики.

Бюро 28.06.16

Повесткой заседания стал доклад «Подготовка педагогов к руководству исследовательской и проектной деятельностью школьников» А.И. Савенкова, д.п.н., д.психол.н., проф., директора Института педагогики и психологии образования МГПУ и доклад М.В. Богуславского,  д. п. н., проф., чл.-корр. РАО, зав. лабораторией истории образования и педагогики  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» «Информация об итогах ХХХI Сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО».

Заслушав и обсудив сообщение А.И. Савенкова, была отмечена научная актуальность темы доклада, обусловленная ее направленностью на разработку новых научных подходов и методов для подготовки педагогов к руководству исследовательской деятельностью школьников.

Задача разработки проблематики закономерностей, принципов, целей, содержания, форм организации, методов исследовательской деятельности и творческого проектирования младших школьников, как отметил А.И. Савенков, требует высокопрофессионального педагогического участия. Это актуализирует задачу подготовки педагогов новой формации, обладающих необходимыми исследовательскими и проектными компетенциями. Следуя своим традициям, современное высшее педагогическое образование решает эту задачу четырьмя путями:

первый – усиление внимания к вопросам психологии исследовательского поведения, исследовательского и проектного обучения при изучении базовых предметов (психология, педагогика, методика преподавания учебных предметов);

второй – включение в учебные планы специальных курсов, непосредственно связанных с психологией исследовательского поведения, исследовательским и проектным обучением школьников;

третий – включение будущих педагогов в самостоятельную исследовательскую работу (курсовые и выпускные квалификационные работы) и

четвертый – организация учебно-исследовательской практики студентов.

Безусловно, эта работа дает положительный образовательный результат в деле подготовки будущего педагога к исследовательскому и проектному обучению школьников. Однако при этом остаются дискуссионными ряд важных вопросов. Эти сложности привели нас к необходимости поиска иного решения проблемы подготовки будущих педагогов к исследовательскому и проектному обучению младших школьников. В качестве теоретических оснований разработанной нами концепции послужил ряд известных педагогических находок. Одной из них стала идея Дж. Андерсона, дифференцировавшего знание, а соответственно и обучение, на «декларативное» и «процедурное».

Также изучая роль интуиции в обучении, Д. Берри и Д. Бродбент, на основе проведённых экспериментов и наблюдений, пришли к выводам о том, что при имплицитном (интуитивном) обучении человек ориентируется сразу на многие переменные и улавливает на подсознательном уровне связи между ними. Реализованный таким образом рефлексивно-деятельностный подход создает условия для формирования у будущих педагогов компетенций наиболее востребованных современным рынком труда. Описывая их, Дж. Равен называет следующие:

– готовность и способность обучаться самостоятельно;

– умение искать и использовать обратную связь (использование своих ошибок в качестве материала для анализа, доверие к своим собственным наблюдениям и интуитивным идеям, а не к авторитетам);

– адаптивность, отсутствие чувства беспомощности;

– самостоятельность мышления, оригинальность;

– готовность решать сложные вопросы;

– отношение к правилам как указателям желательных способов поведения (желания понять цели, лежащие в основе правил и инструкций, и действовать в соответствии с ними позволяет выяснить, почему созданы эти правила, и приводит впоследствии к идентификации себя с правилами и, таким образом, к ответственности и свободе действий).

Эмпирическая часть исследования проводилась с использованием базы университетской школы МГПУ. В работе участвовали учащиеся начальных классов – 150 человек (57 мальчиков и 93 девочек). Из института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета в занятия по данному спецкурсу было включено 63 студента 3-го и 4-го курсов бакалавриата, очной формы обучения направления «Педагогическое образование», профили: «Начальное образование» и «Начальное образование, иностранный язык». Официальное начало экспериментальной работы сентябрь 2015-2016 учебного года.

Гипотеза состояла в том, что обучение будущего педагога руководству исследовательской и проектной деятельностью младших школьников в режиме рефлексивно-деятельностного подхода, когда студент осваивает данные профессиональные компетенции непосредственно на будущем рабочем месте, под руководством преподавателя, более эффективно, чем освоение этих же компетенций в университетских аудиториях в традиционном лекционно-семинарском режиме.

Бюро 28.06.16_1

Результативность экспериментальной работы оценивалась по следующим критериям:

  • динамика мотивации профессиональной деятельности студентов;
  • уровень сформированности исследовательских и проектных компетенций студентов;
  • уровень развития готовности будущих педагогов к руководству исследовательской и проектной деятельностью младших школьников;
  • уровень развития познавательных потребностей, а также исследовательских и проектных способностей младших школьников, участвовавших в эксперименте.

В результате эксперимента студенты показали не только высокий уровень готовности к руководству исследовательской и проектной деятельностью детей по обозначенным выше критериям, но и прошли «тест на профессиональную пригодность», сформировав в творческом взаимодействии с детьми ряд важнейших профессиональных компетенций, в полном соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям – «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование».