РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В РАО рассказали о новых возможностях воспитания и его потенциальных рисках

Состоялось совместное заседание бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования и Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при этом Отделении, на котором обсуждались проблемы воспитания и их решения в современной социальной ситуации.

В заседании приняли участие более 120 экспертов и практиков из многих регионов России, к которым с вступительным словом обратился и.о. академика-секретаря Отделения Михаил Львович Левицкий. Он отметил, что повестку определил интерес к вопросам воспитания в общеобразовательной школе, заметно возросший в последнее время как в педагогических кругах, так и на разных уровнях управления образованием, особенно в связи с внесением соответствующих изменений в законодательство об образовании. Михаил Львович подчеркнул: для того, чтобы воспитание было эффективным, в его основе должны лежать духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, которые разделяет большинство населения.

С ключевым докладом выступила член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Наталия Леонидовна Селиванова.

Она выделила факторы влияния на сферу воспитания в общеобразовательных организациях, охарактеризовала основные изменения в этой сфере и проанализировала причины негативных явлений и тенденций.

К числу позитивных изменений, по ее словам, можно отнести возрастание роли воспитания в общественных и педагогических кругах, усиление внимания педагогов к воспитательному потенциалу учебного процесса; подключение к практике воспитания новых субъектов; усиление внимания к личности воспитателя, и, в свете этого, усиление внимания к подготовке студентов не только к преподавательской деятельности, но и к воспитательной; сетевое взаимодействие школ с учреждениями дополнительного образования. Среди негативных факторов была выделена формализация и  имитация воспитательной деятельности.

Н.Л. Селиванова подчеркнула, что воспитание – это работа педагога со смыслами, ценностями, отношениями другого человека к ребенку.

«Воспитание, как было давно доказано, – это не набор методик, которыми владеет педагог. Без понимания, для чего они нужны, как они вписываются в контекст всего процесса, воспитание не состоится», – рассказала Н.Л. Селиванова.

Суждения и выводы, прозвучавшие в докладе Н.Л. Селивановой, представили консолидированную позицию членов Научного совета – специалистов в области теории и практики воспитания, сотрудников образовательных и научных организаций 32 субъектов Российской Федерации.

Она также рассказала, как избыточное цифровое потребление привело к тому, что современный человек начал утрачивать способность поддерживать длительный психологический контакт с другими людьми.

Появился такой термин “цифровой аутизм” – явление, которое ведет к тому, что наши учащиеся и, к сожалению, педагоги теряют способность сочувствовать, понимать, входить в положение, слышать аргументы, вообще слышать другого.

Отвечая на вопрос о растущей зависимости школьников от интернета, она заметила, что цифровая среда – это данность, с которой человечеству предстоит жить. Поэтому задача воспитания – сформировать у ребенка правильное отношение к интернету и информации, которая там находится.

В ходе своего выступления Наталья Леонидовна рассказала о примерной программе воспитания, которую разработал коллектив ученых Института стратегии развития образования РАО. Программа была утверждена Федеральным учебно-методическим объединением летом 2020 года. Сегодня на ее основе разрабатываются рабочие программы воспитания во всех организациях основного общего образования.

В своем докладе Н.Л. Селиванова отметила, что примерная программа позволила консолидировать многих педагогов, помогла системно посмотреть на процесс воспитания.

Кроме того, член-корреспондент РАО высказала настороженность рекомендациями некоторых экспертов по внедрению «обновленной» редакции ранее утвержденной и апробированной программы, по которой школы недавно начали работать. В измененной версии текста программы предлагается представить результаты воспитания в виде обобщенных «портретов» ученика.

«Этот портретный подход устанавливает очень жесткое соответствие развития ребенка определенным характеристикам, то есть фактически мы лишаем его права на индивидуальный путь развития. Этого ни в коем случае нельзя допустить», – заявила Наталья Леонидовна.

Также Н. Л. Селиванова обратила внимание на то, что в программе смешиваются направления и модули воспитания. Это приводит к непониманию педагогами того, как должна реализовываться «обновленная» программа.

Основные тезисы ее выступления поддержали и раскрыли содокладчики. Сопредседатель Научного совета, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Татьяна Александровна Ромм проанализировала наиболее актуальные объективные и субъективные проблемы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.

Об основных результатах внедрения примерной программы воспитания в МБОУ «Лицей № 87 им. Л.И. Новиковой» г. Нижний Новгород, рассказала его директор, член Научного совета, кандидат педагогических наук Светлана Викторовна Кулева. Она особо отметила, что разработанная Институтом стратегии развития образования РАО программа доказала свою эффективность даже в объективно сложных условиях обострения эпидемиологической обстановки в стране, временного перехода школ на дистанционное обучение.