РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Путь к успеху

В РАО подвели итоги Всероссийского конкурса инновационных площадок «Путь к успеху» и наметили пути развития сотрудничества

16 ноября в Российской академии образования состоялся семинар, в котором приняли участие победители Конкурса инновационных площадок «Путь к успеху». На семинаре обсудили основные итоги конкурса, механизмы и методические ресурсы обновления содержания общего образования в России, проблемы, связанные с оценкой качества образования, актуальные вопросы, обусловленные внедрением ФГОС. Особое место в обсуждении заняли вопросы продвижения опыта инновационных площадок по внедрению стандарта начального общего образования, сотрудничества лучших инновационных площадок с РАО в целях распространения передового педагогического опыта и оказания методической поддержки образовательным организациям.

img_0243

С приветственным словом к участникам семинара обратилась руководитель Центра развития образования РАО Лариса Олеговна Рослова, которая являлась непосредственным куратором конкурса «Путь к успеху». В своем выступление она поблагодарила финалистов конкурса за инициативу и высокое педагогическое мастерство. Лучшие инновационные площадки России продемонстрировали бесценный опыт, который необходимо внедрять и использовать в образовательной среде общего образования. Вместе с тем, отметила Лариса Олеговна, конкурс выявил ряд проблем, с которыми встречаются руководители школ и педагоги при разработке документов нового формата, подготовке диагностических материалов для оценки качества образования, системы формирования универсальных учебных действий.  Благодаря конкурсу собран бесценный педагогический опыт, который позволит обобщить сильные стороны начального образования, проанализировать имеющиеся затруднения.

В приветственном слове к участникам семинара Ирина Васильевна Ланкина, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ, подчеркнула важность аккумулирования передового педагогического опыта и дальнейшего его внедрения. Она призвала победителей конкурса принять участие в конкурсах, проводимых в рамках Федеральной целевой программы развития образования, с тем, чтобы войти в методическую сеть школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания.

Заместитель президента РАО Виктор Стефанович Басюк рассказал собравшимся о современных организационных механизмах и методических ресурсах обновления содержания общего образования. Особая роль в реализации стратегии обновления качества образования, по его мнению, отводится механизмам профессионального роста педагогов. Виктор Стефанович обозначил ключевые векторы изменения в системе  российского образования на 2016-2020 гг. Одно из них – это формирование общественно-профессиональных сообществ учителей. Он подчеркнул, что проведенные  летом  РАО съезды ассоциаций педагогов-предметников, показали заинтересованность учителей  участвовать  в работе по обновлению содержания образования.

img_0223

Руководитель Учебного центра РАО Дмитрий Александрович Метелкин остановился на роли методических сетей в формировании и распространении инновационного опыта образовательных организаций – речь идет о создании профессиональной инновационной среды, в которой происходит обновление содержания школьного образования. Было высказано предположение, что опыт инновационных площадок не только самоценен, но и может послужить основой для формирования  синергетической платформы педагогов общего образования для обсуждения и обновления содержания образования.

Ведущий научный сотрудник Центра развития образования Лидия Владимировна Петленко остановилась на специфике проведения регионального и федерального этапов конкурса «Путь к успеху», особенностях работы экспертов и выбора победителей.

Наталья Федоровна Виноградова, член-корреспондент РАО, заведующий Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, в своем докладе остановилась на специфике формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Стратегия формирований УУД в образовательном процессе подразумевает смещение от репродуктивной к продуктивной деятельности учащихся на уроках, применении при обучении в начальной школе творческого подхода и исследовательского метода.

О научно-методическом сопровождении введения  и реализации ФГОС общего образования рассказала Ирина Михайловна Логвинова, заместитель директора Института стратегии развития образования РАО. Институт осуществляет научное и методическое обеспечение системы образования России, организует и проводит фундаментальные и прикладные исследования в области теории и стратегии образования, готовит научные кадры.

Галина Сергеевна Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, в своем выступлении остановилась на новых направлениях в системе оценки качества образовании в России и за рубежом. Современное общество в XXI веке нуждается в инициативных гражданах, обладающих навыками сотрудничества, умениями работать в команде и прогнозировать результаты профессиональной деятельности.

Вторая часть семинара была посвящена обсуждению основных положений докладов, прозвучавших на мероприятии, выработке направлений сотрудничества по передаче и накоплению педагогического опыта. Представители образовательных организаций-победителей Конкурса выступили с сообщениями, в которых кратко осветили специфику осуществляемой инновационной деятельности, рассказали о своем опыте распространения накопленного передового педагогического опыта, поделились идеями дальнейшего сотрудничества с РАО.

Так, Николаичева Ирина Михайловна, заместитель директора по научной работе экспериментального лицея «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска Иркутской области, рассказала об успешно внедряемой технологии разновозрастного обучения, которая прошла многолетнюю апробацию в лицее. Инициатором и научным руководителем внедрения образовательной технологии является директор лицея Мусса Мазанович Батербиев, обосновавший идею разновозрастного обучения в своем диссертационном исследовании. Научно-образовательный комплекс имеет большой опыт распространения данной технологии и является центром методической сети, объединившей последователей этой научной идеи.

Шмакова Анна Дмитриевна, заместитель директора по УВР лицея № 9 города Новосибирска, рассказала о плодотворном опыте сотрудничества лицея с Новосибирским институтом повышения квалификации работников образования и Новосибирским государственным педагогическим университетом в проведении курсов повышения квалификации, очных и выездных семинаров, мастер-классов.

Погожева Людмила Ивановна, директор школы №35 города Рязани, рассказала об опыте инновационной деятельности школы, поделилась планами по распространению передовых педагогических практик в рамках городских мероприятий.

Макарова Людмила Петровна, заместитель директора по научной работе лицея №8 «Олимпия» города Волгограда, рассказала о практике организации корпоративного обучения учителей, много лет осуществляемого на базе лицея, предложила использовать этот опыт при подготовке мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов.

Бабич Светлана Юрьевна, заместитель директора лицея №11 города Россоши Воронежской области подробно осветила опыт своей образовательной организации по внедрению учебников, разработанных на основе системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, выразила желание и готовность распространять успешный опыт
лицея в сотрудничестве с другими инновационными площадками и РАО.

Санникова Наталья Ивановна, заместитель директора Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка, осветила особенности разработанной в гимназии системы формирования универсальных учебных действий младших школьников, рассказала о достижениях и трудностях в этой работе, анонсировала серию вебинаров, посвященных вопросам формирования УУД.

Участники семинара выразили готовность к дальнейшему плодотворному сотрудничеству с Российской академией образования, поддержали идею всероссийской конференции по актуальным вопросам внедрения ФГОС НОО, серию совместных вебинаров, обсудили мысль о необходимости создания учебных модулей в рамках проведения мероприятий по повышению квалификации учителей начальных классов.

В этот же день на заседании президиума РАО состоялось награждение победителей конкурса инновационных площадок «Путь к успеху».

ПРЕСС-ЦЕНТР