РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В РАО обсудили возможности научной поддержки промышленности игр и игрушек

В Российской академии образования прошел круглый стол на тему «Как наука может помочь промышленности игр и игрушек в условиях санкций».

«Национальная игрушка – это мощный воспитательный фактор, который развивает ребенка, создает для него интеллектуальную среду. Сегодня существует тенденция переформатирования восприятия жизни ребенка, в том числе через виртуальные игры. Это очень важная функция, которая требует наличие конкретного инструментария и научной основы. Педагогическая наука должна выработать требования, ввести возрастные ограничения, чтобы дети воспитывались в правильном направлении. Эта тема должна быть в фокусе пристального внимания нашей науки, и Российская академия образования готова сотрудничать с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров по этому вопросу», – отметил заместитель президента РАО, академик РАН, доктор медицинских наук Геннадий Григорьевич Онищенко.

«Сегодня только 10% игр и игрушек, которые представлены в России, произведены отечественными предприятиями. Остальное – импортные игрушки, их них около 60% сделаны в Китае, – рассказала президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Антонина Викторовна Цицулина. – Есть потребность в рамках государственной программы сформировать перечень научно-прикладных исследований, которые приведут к появлению рекомендаций для промышленного сектора экономики, которую мы называем инфраструктурой детства. В мире сейчас активно развивается тенденция создания игр и игрушек в качестве образовательной и коррекционной среды. Мы видим потребность в рекомендациях ученых для оснащения школ, яслей, создания активных игр для детей с особенностями здоровья».

Ведущие отечественные ученые и представители индустрии детских товаров обсудили возможности научно-промышленной кооперации для развития отечественной отрасли производства детских игрушек, а также перспективные темы научных исследований, которые могут быть полезны по этой теме.

Как отметил директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических и психологических наук Александр Ильич Савенков, современные дети играют не меньше, чем их сверстники в прежние времена, но изменился сам характер игр, они стали мало похожи на игровые практики детей прошлых поколений.

«Дети легко и естественно включают в свою жизненную практику самые современные технические новинки, и происходит это во многом благодаря наличию в их обиходе высокотехнологичных игрушек и гаджетов, – поделился А.И. Савенков. – Цифровизация всех сфер нашей жизни стала реальностью, и значительная часть времени детей и взрослых проходит в виртуальной среде, что, в свою очередь, стимулирует развитие игровых образовательных методик».

Участники круглого стола подчеркнули, что экспертиза детских товаров также должна учитывать особенности детей с ОВЗ. И именно ученые должны решить эту проблему и разработать особые критерии для производства игровых товаров.

Кроме того, по словам директора Института коррекционной педагогики РАО, доктора педагогических наук Татьяны Александровны Соловьевой, нужно проводить консультирование родителей, в рамках которого рассказывать им, как вызвать у ребенка интерес к развивающим играм и какие игрушки лучше всего использовать.

«Для производства качественных игровых товаров необходимо оперативное изучение потребностей, анализ мировых тенденций рынка, мониторинг социальных изменений, исследования в области конструирования и дизайна с учетом различных образовательных и социокультурных контекстов, а также диалог потребителя и производителя», – рассказала руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Светлана Борисовна Лазуренко.