РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В РАО обсудили проблему школьной неуспешности

В РАО прошел круглый стол, на котором ведущие отечественные ученые и специалисты обсудили проблему академической неуспешности российских школьников.

Президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева отметила, что проблема школьной неуспешности затрагивает широкий круг учащихся российских школ: более 17% выпускников не набирают минимального балла хотя бы по одному предмету, который они сдают в рамках ЕГЭ, и более 20% российских школьников в возрасте 15 лет не достигают пороговых значений функциональной грамотности.

«В России государственная политика по преодолению проблем, связанных со школьной неуспешностью, только начинает оформляться, и в настоящее время носит фрагментарный характер: речь идет, как правило, о методических мерах, которые не объединены в рамках одной общей стратегии или концепции действий, – рассказала президент РАО. – Однако подход к решению проблем детей с рисками школьной неуспешности в нашей стране постепенно эволюционирует: государство выделяет новые категории таких детей, появляется типология трудностей в обучении у школьников, подготовлена целевая модель системы профилактики и коррекции таких трудностей».

В ходе обсуждения эксперты подчеркнули, что стержневой фактор возникновения у ребенка трудностей в обучении – проблема отсутствия мотивации и умения учиться, т.е. способности человека ставить и решать учебно-познавательную задачу и переходить к проектно-исследовательским формам деятельности.

Особое внимание уделили эмоциональному аспекту академической неуспешности: эмоциональное насилие со стороны взрослых влечет серьезную угрозу здоровью и развитию ребенка. Трудности испытывают учащиеся любой группы успешности, поэтому помощь и поддержку нужно оказывать каждому ученику. Важно, чтобы учитель обладал такой чертой как «академический оптимизм» – верой в возможности каждого ученика достигать высоких учебных результатов. 

По словам президента РАО, в России имеется существенный потенциал для совершенствования государственной политики в этой области. В связи с этим перед РАО стоят важные задачи: проанализировать с научной точки зрения трудности, возникающие у детей при освоении общеобразовательных программ; представить Правительству Российской Федерации предложения по системному решению проблему и их обозначению в документах стратегического планирования в сфере образования.

По итогам обсуждения участники согласились с необходимостью проведения тематического метапредметного исследования, а также создания научного коллектива по данной проблеме.

 

В рамках проекта «ЛекторРАО» член-корреспондент Российской академии образования Татьяна Николаевна Тихомирова рассказала о факторах, влияющих на детскую успешность в школьном обучении математике. Посмотреть видео можно, пройдя по ссылке.