РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Президиум РАО обсудил подходы к формированию научных школ

Члены Президиума Российской академии образования, заседание которого состоялось 17 февраля под председательством президента РАО, академика Ольги Юрьевны Васильевой, обсудили подходы к институционализации научных школ.

По словам О.Ю. Васильевой, одной из приоритетных задач РАО представляется поддержка существующих и выявление новых ведущих научных школ в области наук об образовании, способных системно и комплексно обеспечить проведение исследований на самом высоком уровне и обеспечить приход в науку молодых ученых.

«Существует много подходов к их формированию. Этот вопрос будет широко и всесторонне обсуждаться в научном сообществе, в рамках общего собрания членов РАО. Мы надеемся найти консолидированное решение. Критерии определения ведущих научных школ должны быть понятны всем», – сказала президент РАО.

Как отметила научный руководитель центра развития образования РАО, член-корреспондент РАО Светлана Вениаминовна Иванова, институционализация научных школ необходима в целях их сохранения, недопущения имитации, развития научных исследований, а также оценки и распространения эффективных практик подготовки научных кадров.

«Какие условия необходимы для развития научных школ? Во-первых, нужно повысить научный потенциал и конкурентоспособность российских университетов, создавать новые модели университетского образования, повышать статус и роль научно-исследовательской деятельности студентов и магистрантов, поддерживать научные направления, включая междисциплинарные, а также разрабатывать новые научные области», – отметил главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО Владислав Владиславович Сериков.

С.В. Иванова также обратила внимание на проблему опасности формальной институционализации: «Это происходит, когда вместо команды появляется клан игроков, занятых общим делом. Особенно такая опасность существует в производственных школах, где присутствуют отработанные технологии, приносящие успех. Тогда появляется нежелание что-то менять, а это, разумеется, останавливает всякий творческий процесс. Начинается сохранение достигнутого, а не поиск новых идей и ярких людей».