РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В московской школе предложили новый подход к патриотическому воспитанию школьников

Как организована работа московских школ по патриотическому воспитанию, сохранению исторической памяти и памяти о героях военного времени, как увлечь ребёнка историей своей страны — эти и другие вопросы обсудили на конференции, приуроченной к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 8 февраля в школе № 2098 имени Героя Советского Союза Льва Доватора.

Обсудить, как преподавать историю, чтобы заинтересовать школьников, собрались педагоги, ветераны и ученики московских школ. Встреча была посвящена 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Почетные гости конференции президент Российской академии образования Юрий Петрович Зинченко, заместитель президента РАО Игорь Сергеевич Павлов и Первый заместитель председателя Московского городского Совета ветеранов Расим Сулейманович Акчурин. Ученики провели экскурсию по экспозиции школьного музея им. Л.М. Доватора.

Школа 2098 (7)
Школа 2098 (6)
Школа 2098 (5)
Школа 2098 (4)
Школа 2098 (3)
Школа 2098 (2)
Школа 2098 (1)

«Война – это особая для нас история и память. Наверное, в нашей стране, нет человека, который не имел бы к ней отношения. Об этом важно говорить в школьных классах, потому что воевали совсем молодые люди. У них тоже были какие-то планы на то, как построить свою жизнь, где учится и работать. Мы часто говорим, что у каждого поколения свое детство и представьте, что у целого поколения детей его не было. Поэтому формировать отношение к тем, кто оставил свою жизнь для того, чтобы мы сейчас жили действительно очень важно, только тогда историю такой большой страны невозможно будет фальсифицировать. Мы должны ощущать себя частью страны, совершившей подвиг, потому что это не просто память, а совесть, которая остается с нами на всю жизнь», обратился президент РАО к школьникам.

Школьники также рассказали о своём участии в образовательном движении «Путь Героя».

«Память выступает посредницей между поколениями и это важно всем понимать. В воспитании юных патриотов обязательно должна участвовать школа и семья! Очень правильная идея у проекта «Путь Героя», важно, чтобы об этом знали все, как дети проходят этот путь, что они находят, идя по пути Героя, что они при этом чувствуют. Именно так сохраняется историческая память. Общество нуждается в патриотах гражданах с активной жизненной позицией и в этом направлении мы должны проводить постоянную работу, нужно воспитывать не милитаристов, а борцов за мир», прокомментировал Первый заместитель городского Совета ветеранов Р.С. Акчурин.

Связь поколений сегодня помогает поддерживать активное внедрение ИТ-технологий в преподавание истории. Учителя вместе с учениками создают интерактивные уроки в Московской электронной школе (МЭШ. Школьные музеи также начинают использовать современные технологии. Так в школе № 2098 недавно модернизировали музей «17-ой Гвардейской Мозырской кавалерийской дивизии», который был открыт еще в 1970 году. Сегодня в фонде музея более 1000 ценных исторических экспонатов, часть из них доступна и в электронном формате. Школьники вместе с педагогами оцифровали фото и теперь их можно посмотреть не под стеклом стенда, а на больших экранах, установленных в каждом зале или через виртуальный музей на любом мобильном устройстве. В экспозиции задействованы интерактивные карты, голограммы и передвижные панели. Прямо в музее ребята могут восстановить ход исторических событий, полностью погрузиться в военную действительность. В музее есть кинозал, где в ближайшем будущем можно будет смотреть фильмы о войне в формате 3D.

«Я впервые увидел музей, который является просто частью школьного пространства, в котором ежедневно дети находятся, учатся. Это очень хорошая практика, дети могут приходить сюда каждый день, изучать историю, для этого очень много визуального материала. Важно, что с помощью цифровых технологий можно приблизить подрастающие поколение, наших школьников к той системе ценностей, которая важна для развития России. Ведь в первую очередь ты ищешь себя, ищешь свою историю, и ты ищешь свою совесть. Происходит воспитание средой, когда школьники могут ежедневно морально подпитываться, историческая память становится частью повседневной жизни, и это очень важно для каждого» отметил президент Российской академии образования Юрий Петрович Зинченко.

Материалы для школьных музеев ученики находят сами. Например, в этом учебном году 50 школьных команд пошли в поход по маршрутам героев Великой Отечественной войны. По условиям конкурса «Путь героя» каждая команда прошла не менее 30 километров и собирала информацию и артефакты, связанные с героями войны. Самый протяженный маршрут преодолели ученики школы № 1601. Они прошли 64 километра – от станции Угра в Калужской области до деревни Павлиново в Смоленской области. А ученики школы № 2072 собрали самую большую команду исследователей – 25 человек – и прошли маршрутом летчика Алексея Череватенко: они выдвинулась из города Шахты Ростовской области и нашли место, где во время войны базировался аэродром 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором служил герой.

«Экспозицию музея мы создавали вместе со школьниками, их родителями, ветеранами и их семьями. У нас есть оригиналы фронтовых писем, военная форма фронтовиков, их медали, снаряды и личных солдатских вещи. В центре экспозиции образ героя – обычного человека, который защищает свою Родину. А с помощью интерактивных элементов мы формируем у детей образ героя прежде всего на уровне эмоций», – рассказала руководитель музея школы №2098 Елизавета Александровна Куликова.

Krygly stol 1
Krygly stol 2
Krygly stol 3
Krygly stol 4
Krygly stol 5

После посещения экспозиции состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы сохранения исторической памяти, не допущение фальсификаций истории и как через школьные уроки, живое общение и встречи с ветеранами, участниками исторических событий формировать у детей ценность истории родной страны, чувство патриотизма. Президент РАО Юрий Петрович Зинченко вручил благодарности от Российской академии образования за активное участие в реализации проекта «Путь Героя» учителям московских школ В.Г. Кабанову, И.Л. Тимохову, О.А. Шигарева. Почетные грамоты от РАО за личный вклад в развитие патриотического воспитания обучающихся получили дважды Герой Социалистического Труда, Председатель Московского городского совета ветеранов, доктор технических наук В.И. Долгих, первый заместитель Председателя Московского городского совета ветеранов, генерал-полковник Р.С. Акчурин и директор ГБОУ города Москвы «Школа № 2098 «Многопрофильный образовательный центр» имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора», депутат Московской городской Думы Н.Р. Перфилова.

Участники встречи наметили план сотрудничества в преддверии 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.