Ученые Российской академии образования установили, что отношение учителей к своей работе, мотивация профессиональной деятельности, как правило, изменяются вместе со стажем. Так, если молодому педагогу важно подготовить детей к усвоению знаний, то для учителей с высоким стажем на первый план выходит задача научить детей учиться самостоятельно.
Академиком РАО, научным руководителем лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО Владимиром Самуиловичем Собкиным и заведующим лабораторией Мониторинговых социологических исследований в образовании Института социологии образования РАО Дмитрием Владимировичем Адамчуком были изучены данные анкетного опроса 3515 учителей из восьми субъектов Российской Федерации.
В рамках исследования проанализированы различия, выявленные между педагогами из шести групп: со стажем менее трех лет, работающих 3-8 лет, 9-13 лет, 14-18 лет, 19-23 года, более 24 лет.
Как рассказал В.С. Собкин на лекции в рамках проекта «Школа современного учителя: X-lab в Российской академии образования», смысл работы, мотивы педагогической деятельности для учителей в разных группах действительно меняются с приобретаемым опытом.
Его исследование влияния профессионального стажа педагога на изменение целеполагания и мотивации творческой активности показало, что в ходе профессионального становления учителя общая установка на «формирование прочных знаний», определяющая целевой ориентир, наполняется содержательным смыслом. Когда учитель проходит этот путь, его цели и мотивы, как правило, смещаются от демонстрации образцов владения учебным предметом к развитию ученика как субъекта учебной деятельности.
Главная цель молодого педагога, только пришедшего в школу, – дать учащимся предметные знания. Достигнута она может быть за счет демонстрации высокого владения предметом, предоставления детям образца того, как правильно решать задачи. Работа на воспитательном направлении в этот период посвящена формированию нормативного поведения ребенка.
«Когда педагог приобретает больший стаж, для него важнее становятся воспитательные задачи, а также усиливается потребность в том, чтобы ученики принимали его как личность», – рассказал столичным педагогам В.С. Собкин.
По данным В.С. Собкина, у педагогов со стажем 9–13 лет отмечается возможность наступления профессионального кризиса, когда творческая активность проявляется скорее ради разнообразия, а не с целью развития учащихся.
У педагога со стажем 14–18 лет начинает проявляться новая доминанта, определяющая ориентацию учителя на постановку задач по личностному развитию учащихся.
После 20 лет работы на первый план для учителя выходят мотивы, связанные с развитием ученика как субъекта образовательной деятельности, его личностным развитием. На этом этапе важным становится не только дать предметные знания, но и «научить учиться».
По мнению исследователей, в сложившихся условиях многие педагоги проходят долгий путь «профессионального становления», когда лишь после длительного периода работы у них формируется комплекс установок, связанный с развитием учащегося как субъекта учебной деятельности. Учитель, как отмечает В.С. Собкин, приходит к пониманию ценностной значимости целевых задач развивающего обучения, но на «присвоение» этих задач зачастую уходит около 20 лет.
Лекции В.С. Собкина прошли в рамках проекта РАО «Школа современного учителя: X-lab в Российской академии образования». Его цель – просвещение и повышение квалификации учителей.