РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Ученые РАО провели исследование социального самочувствия студентов в период пандемии

Доля студентов, оценивающих свое социальное самочувствие как негативное, за время пандемии увеличилась с 36,6% до 53,6%. Такие данные представила сотрудник Приднестровского научного центра Российской академии образования Ольга Васильевна Коломиец на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии как науки и практики в Приднестровье».

Ученый делает вывод, что пандемия и вызванные ею социальные трансформации оказались катализатором проявления негативного социального самочувствия студентов, а введение карантинных мер стало для них фактором, вызывающим серьезный дискомфорт.

Вместе с тем, согласно исследованию, участниками которого в сентябре-ноябре 2021 года стали 120 студентов 2-4 курсов факультета педагогики и психологии Приднестровского государственного университета, почти 60% студентов смотрят в будущее с оптимизмом. Прогнозируя свое социальное самочувствие, студенты отмечают, что будут чувствовать себя в будущем по сравнению с настоящим гораздо лучше. Пессимистичный настрой у себя отметили чуть менее 20% опрошенных молодых людей.

То есть, несмотря на негативное социальное самочувствие, вызванное коронавирусными ограничениями «в моменте», большинство студентов сохраняют оптимистичный настрой. Ученые делают вывод, что введение карантинных мер все-таки не является для молодых людей первостепенной проблемой, не ощущается как самое серьезное затруднение в жизни.

Также на конференции, которая прошла на базе Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко, обсуждался широкий круг проблем, связанных с современным состоянием психологической науки и практики в Приднестровье.

Стоит отметить, что исследование психологического самочувствия студентов проходит во многих странах, и Российская академия образования выступает ключевым научно-методическим центром по этому направлению.

В 2020-2021 годах учеными РАО под руководством академика-секретаря Отделения психологии и возрастной физиологии Сергея Борисовича Малых было проведено исследование эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников. Оно показало, что 26,5% российских студентов сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, 20,9% – страдают от эмоциональных проблем, 8,7% – испытывают проблемы поведения.

Ученые РАО сделали вывод, что развитие у студентов психологической устойчивости, а также их мотивация к просоциальному поведению могут послужить ресурсом преодоления эмоционально-поведенческих проблем. Ученые также рекомендуют разрабатывать программы адаптации студентов первых курсов и повышать психологическую квалификацию преподавателей высшей школы, что должно стать профилактикой негативных социально-психологических явлений в среде высших учебных заведений России. Кроме того, по словам С.Б. Малых, создание системы психологического сопровождения позволит решать целый ряд и других, важных для высшего образования задач. Среди них: разработка индивидуальных траекторий обучения, предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников.

Информационная справка

Приднестровский научный центр РАО основан на базе Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко и имеет статус ассоциированного члена при Региональном научном центре РАО в Южном федеральном округе.

Сегодня в Российской академии образования действуют 35 региональных научных центров в 8 федеральных округах Российской Федерации.

 

 

28.12.2021 09:18