26,5% российских студентов сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, 20,9% – страдают от эмоциональных проблем, 8,7% – испытывают проблемы поведения. Такие данные получили ученые Российской академии образования (РАО) в ходе масштабного исследования эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников.
В исследовании приняли участие 21 921 студент из двадцати двух высших учебных заведений восьми федеральных округов России. Сбор данных был проведен с помощью открытой цифровой психодиагностической платформы, которую разработали специалисты РАО.
«В целом, чуть более 15% студентов первого курса имеют те или иные эмоциональные и поведенческие проблемы, – говорит доктор психологических наук, академик РАО Сергей Борисович Малых. – Это свидетельствует о необходимости развивать в вузах систему психологической помощи студентам, направленную на выявление группы риска и организацию целенаправленной помощи».
Наиболее выражено оказалось различие в эмоциональных трудностях, связанных с полом (8,4%). Уровень эмоциональных сложностей в среднем выше у девушек по сравнению с юношами. Девушки чаще попадают в зону риска по эмоциональным проблемам (27,5%) по сравнению с юношами (10,9%).
Результаты исследования показали, что эмоциональные и поведенческие затруднения у студентов связаны между собой: они часто составляют комплекс проблем, которые возникают одновременно. Но с этим можно работать. Психологи РАО делают вывод, что развитие у студентов психологической устойчивости, а также их мотивация к просоциальному поведению (добровольное поведение, призванное приносить пользу другому человеку) могут послужить ресурсом преодоления эмоционально-поведенческих проблем.
По мнению ученых, необходимо не только своевременно выявлять студентов, которые нуждаются в помощи, но и совершенствовать систему воспитательной работы в вузе, в том числе создания телефона доверия для того, чтобы помочь студентам справится с возникающими проблемами. Ученые также рекомендуют разрабатывать программы адаптации студентов первых курсов и повышать психологическую квалификацию преподавателей высшей школы.
Целью этой системы должна стать, прежде всего, профилактика негативных социально-психологических явлений в среде высших учебных заведений России. Кроме того, по словам Сергея Малых, создание системы психологического сопровождения позволит решать целый ряд и других, важных для высшего образования проблем: разработка индивидуальных траекторий обучения, предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников.
Президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева:
«Назрела острая необходимость мощного развития психологической службы не только в школах, но и колледжах, вузах. Сегодня перед российской системой образования стоят серьезные вызовы: размывание чувства ответственности в разных слоях общества; возрастание роли СМИ, «информационные войны»; проникновение информационных технологий во все сферы человеческой жизни, погружение детей и молодежи в виртуальную реальность, прежде всего, в различные социальные сети; подмена реального общения на общение в сети; увлечение агрессивными компьютерными играми. Всему этому мы должны противопоставить не только поддержку специалистов-психологов, но и программу воспитания, основанную на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек). Не только в школах, но и вузах. Современное воспитание должно строиться на знании особенностей развития детей, подростков, юношества».