РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Ученые РАО: Более трети российских педагогов испытывают трудности из-за нехватки цифровых компетенций

Пандемия коронавирусной инфекции остро поставила вопрос о развитии у педагогов «цифровых» навыков и компетенций. Как эффективно применять их на уроках? Как научить этому студентов – будущих учителей?

Ученые Российской академии образования провели мониторинг, в котором приняли участие педагоги из 31 региона Российской Федерации. Выяснилось, что 36% российских учителей испытывают трудности из-за недостатка цифровой компетентности. При этом педагоги со стажем до 5 лет сталкиваются с такими затруднениями чаще (58%), чем более опытные коллеги со стажем 6-15 лет (28%).

Специалисты РАО выяснили, что трудности с повышением квалификации в сфере цифровых технологий в целом испытывает более половины педагогов (52%). Причем педагоги гуманитарной сферы – чаще (58%), чем технической (33%). А самый пик таких затруднений приходится на возраст от 31 года до 50 лет.  

Трудности в отношении мотивации и смысла использования цифровых образовательных технологий испытывает 18% педагогов. Причем мужчины чаще, чем женщины – 36% и 14% соответственно.

Также трудности с мотивацией использования цифровых образовательных технологий чаще испытывают педагоги в возрасте до 30 лет (40%), чем их более опытные коллеги в возрасте от 31 года до 50 лет (11%). Среди педагогов старше 50 лет с такими трудностями сталкиваются 24%. Выводы оказались весьма неожиданными.

Так почему педагогам с большим стажем образовательная «цифра» дается легче, чем молодым специалистам?

Как объясняет один из авторов исследования, член-корреспондент РАО Галина Ивановна Ефремова, у педагогов со стажем есть большой багаж именно педагогического опыта. Освоить новые гаджеты – все-таки проще и быстрее, чем наработать серьезный методический опыт в воспитании и обучении детей. Поэтому опытным педагогам, по сравнению с начинающими специалистами, оказалось несколько легче научиться использовать «цифру» именно для эффективного применения в образовательном процессе.

В целом результаты мониторинга, проведенного в 2021 году, показывают острую практическую необходимость в формировании и развитии цифровой компетентности как у работающих педагогов, так и будущих учителей – студентов вузов, подчеркивают ученые РАО.

В этом свете особыми возможностями для развития отечественной системы подготовки педагогов обладают российские классические университеты. Используя мощные ресурсы естественно-научных, гуманитарных и иных факультетов, практикуя междисциплинарные подходы, они могут готовить учителей с уникальными компетенциями.

Об этих и других тенденциях ведущие ученые и ректоры вузов будут говорить на форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете», который состоится 17-18 марта на базе РАО и при поддержке Минобрнауки России. На нем будут представлены данные уникальных исследований. Кроме того, состоится совещание руководства Минобрнауки России с ректорами вузов о перспективах педагогического образования.

Зарегистрироваться и посмотреть программу можно по ссылке.