Президент РАО О.Ю. Васильева: Мы все чаще слышим термин «поколение карантина»

Меню раздела

 

1415 декабря проходит Общее собрание членов Российской академии наук, посвященное роли науки в преодолении пандемий и посткризисном развитии общества. Президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева в первый день собрания выступила с докладом о влиянии COVID-19 на образовательный процесс в России и мире.

О.Ю. Васильева напомнила, что более 100 стран во время первой волны пандемии временно закрыли учебные заведения всех уровней, что стало беспрецедентным событием в истории человечества. Президент РАО добавила, что в профессиональном сообществе все чаще можно услышать термин, описывающий особенности детей, растущих и обучающихся в условиях распространения коронавирусной инфекции, – «поколение карантина».

Она отметила, что COVID-19 поставил перед учеными сложные вопросы: готова ли система образования к массовому переходу на дистанционную форму, как это отразится на учениках и учителях, какие могут быть последствия.

«Ученые Российской академии образования в период распространения коронавирусной инфекции провели большое исследование, в котором приняли участие более пяти тысяч ребят. Выводы неутешительны: почти половина школьников стали больше уставать, им не хватало очных дискуссий с учителями и одноклассниками, многие столкнулись с трудностями при самостоятельном изучении материала и не могли долго удерживать внимание на онлайн-занятиях. Что особенно важно, согласно результатам опросов, большинство учителей считают, что онлайн-образование никогда не сможет заменить традиционное и не приносит пользы», – заявила О.Ю. Васильева.

Она обозначила меры, которые РАО считает ключевыми для снижения негативных последствий, которые влечет за собой пандемия для образовательного процесса:

  • качественный анализ данных и исследований, которые проводятся учеными, работающими в разных областях (педагогика, психология, детская физиология и другие);
  • создание теоретико-методологических основ становления современной дидактики в условиях цифровой трансформации образования;
  • разработка алгоритма действий при введении в образовательный процесс альтернативных методов обучения;
  • проведение экспертизы электронных образовательных ресурсов;
  • развитие системы индивидуальной поддержки обучающихся.