Анатолий Маркович Цирульников – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, лидер направления социокультурной модернизации и развития образования в регионах, руководитель поисковых исследований Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ; лауреат премии Союза журналистов России и ряда центральных изданий. Книги А.М. Цирульникова не раз отмечены как лучшие работы по развитию современного образования.
Без малого сорок лет из года в год профессор Анатолий Маркович Цирульников многие месяцы странствует по российским школам (преимущественно сельским) на всех вообразимых и невероятных видах транспорта. Он приходит к своим героям-учителям сразу в нескольких ипостасях: учёный-исследователь, писатель, журналист – и он же эксперт, консультант школьных инициатив, иногда ожидаемый, иногда нечаянный помощник и советчик в делах тех, к кому он стучится в дверь школы.
18 книг педагогических путешествий по России академика А.М. Цирульникова – это огромный очерк российского образования начала XXI века. Это Россия, в которой мы живем и которую не видим. Автора-путешественника и исследователя интересует школа, вписанная в пространство – двора, города, села, мироздания. Школа, укоренённая в исторической традиции, включённая в современный контекст жизни и соединяющая с ним проекты, надежды, нацеленные в будущее, – такова сквозная тема всех этих книг.
Они складываются в азбуку, от А до Я, разные, как реальность. (Вплоть до изумляющей своим колоритом и своим северным прыжком в высоту, в будущее, Якутии).
…Алтайская книга – «Самые прекрасные кадры – смертельно опасны». Народная библиотека в Уймонской долине, открытая летчиком Калошиным. Несостоявшиеся предсказания о конце света у горы Белуха и необыкновенные встречи с пришельцами из других миров учителя истории горного Алтая. Сказка, похожая на правду, и наоборот.
…Башкирия: «Лес полон ангелов». Реликтовые рощи, каповые пещеры, первобытные рисунки и необыкновенные школы заповедника Шульган-Таш, позднее затопленного водохранилищем.
…Вологодская книга – «Домотканная история». Она о том, как старое обновляется, а новое становится старым, и о том, как научиться жить, не боясь свободы. Не большинство или меньшинство, а отдельное, уникальное, реликтовое оказывается показателем благополучия или неблагополучия места, в котором мы обитаем. Общеобразовательные школы в зонах строгого режима; дантист-кантонист, научно-педагогический центр на дальнем озере: экологи, биологи, историки, родители, местные жители собираются за «круглым столом» вологодского заозёрья. А история на бабушкиных гобеленах складывается в образ общей жизни…
Одни книги состоят из нескольких очерков, другие из многих сотен страниц. Книги с фотографиями и картами, на которых скрупулезно указано и описано то самое ценное, что обнаружил автор: места, стоянки, острова, протоки, необыкновенные люди, «неопознанные педагогические объекты».
Директор одной из самых свободных школ России Александр Тубельский понимал под образованием прояснение образа самого себя. Смутный образ с годами может стать ясней. Или замутиться, и тогда народ, как и человек – теряет лицо.
К 18 книгам есть еще 19-я, книжка-ключ, книжка-введение, своего рода популярное изложение того особенного социокультурного подхода, который помог автору – писателю и ученому – увидеть эту нетелевизионную Россию и вместе со своими героями и коллегами что-то сделать, что-то изменить в ней к лучшему.
Иной учёный читатель может усмехнуться: очерк, дневники, путевые заметки?
Смотря какой очерк, какие заметки. Гениальный психофизиолог Н.А. Бернштейн назвал «Очерками по физиологии движений и физиологии активности» свой труд, без которого немыслима современная психология. Великий биолог, лауреат Нобелевской премии И.И.Мечников оставил нам «Этюды оптимизма». «Путешествие натуралиста вокруг света. Дневник изысканий по естественной истории и геологии стран, посещенных во время плавания корабля Её Величества «Бигль» под командой капитана королевского флота Фицроя» – так назвал свою первую классическую книгу Чарльз Дарвин.
Временами даже самое точное, «наукоёмкое» знание должно быть выражено не только сочетанием строгих понятий, но живой речью, дышащей впечатлениями.
Так порой дело обстоит даже в естественных науках, что уж говорить о педагогике…
Мы убеждены, что собрание книг путешествий А.М. Цирульникова – важнейшее событие в отечественной педагогической науке.
Среди прочего эта книга заставляет признать как научный факт непривычное для педагогического администрирования положение дел: что исключительные как будто бы феномены, «неопознанные объекты», дела странных энтузиастов могут оказываться не экзотическими деталями образовательного ландшафта, а его основой – когда признаются, поддерживаются, переплетаются, превращаются в масштабные культурные практики.
Якутия… Четыре части книги посвящены четырём разным районам: колыбели якутской культуры, живому источнику инноваций Татте, полюсу холода, бывшей гулаговской и промышленной зоне Батагаю-Верхоянску, столь же прохладным окрестностям низовьев реки Колымы и чистому, «нетронутому миру» Оленька, где на действительность смотрят глазами ребенка.
Совершая увлекательное путешествие в разные, подчас труднодоступные районы Якутии, автор вместе с героями книги, учеными, учителями, детьми, местными жителями, ищет решения сложных проблем, открывает педагогику выживания и жизни. Образование – это путь, показывает автор. Педагогика кочевья рождает мысли, важные для общей педагогики, из увиденного и пережитого в Якутии вырастают выводы для развития страны. Её главный потенциал – как это было во все времена и в разных странах – не вычерпываемые нами запасы природных ископаемых, а человек.
…Марий Эл – холмы, овраги, карстовые провалы, пропадающие и появляющиеся вновь реки и озера… В природе и языке, в неразборчивом шепоте лесов, в морщинах ряби, набегающей на гладь озера, то нахмурившегося, то лучащегося улыбкой, столько живого образования – учись всю жизнь. Финская история, марийская деревушка, русский город – все это разные параграфы и страницы в учебнике жизни. Кажется, если бы сумели выучиться – не только школа, но и страна Россия переместилась бы на более достойное место в мире.
По человеку с дыма, по отдельному человеку, ребенку и взрослому – по этой мерке движется цивилизация. Все великие педагогические системы скроены по мерке отдельности, особенности обычного человека.
…Новгородская область. Мы забирались все дальше – в леса, озера, болота, заброшенные деревеньки…Что здесь было нужно начальнику комитета образования? Что она мне собиралась показать? Управленец большого масштаба, какой-нибудь идеолог-реформатор, такие заросшие места, куда тянет меня – зачем-то – моя добрая знакомая, даже мысленно обойдет стороной. Плюнет через правое плечо. «Чур меня!» Цена обучения – жуткая. Да и школы уже нет. Для образования все кончено – с точки зрения федерального чиновника.
А с точки зрения такого, как она, – всё только начинается.
Красноярский край. Книга о сибирской школе, и в смысле учебного заведения, но еще больше – жизненного, в смысле, жизненной школы, в которой нам всем приходится пребывать. Книга о маленьком человеке, он оброс двойками, а ему нужно место, чтобы отогреться. Об интеллигенте, который подобен в России верстовому столбу. О том, может ли, как выразился один из героев, свет любви и доброты проникнуть в убогий быт.
Она, в общем-то, о школе, которую можно назвать народной. Она держится на людях, на учителях, на местном сообществе В глазах более тёплых стран Россия всегда воспринималась как Сибирь, но для собственного отечества последняя всегда была краем, которым думали прирастать, а, на деле, убывали, пытались убрать с глаз вон, заткнуть, а оно обнаруживалось и мозолило глаза. Сибирь – это всегда нечаянное и нежданное открытие – месторождения, человека, школы.
Хакасия… Как дети сегодня воспринимают послания тысячелетий, меняются ли ценности, была ли та жизнь лучше или хуже нынешней? И ребята, излазившие курганы, отвечали, что в каждом времени есть всё; «и мое поколение, – сказал один ученик, – если захочет, может стать лучше». Сейчас много возможностей, – сказал он, – мы просто не умеем пользоваться, добиваться своей цели вместе, всё в наших руках.
Но всё же собрание книг «Неопознанная педагогика» – не только о педагогике. Эти сотни страниц ещё и о возможном будущем всей нашей страны.
Читая их, вспоминаешь о замысле «говорящей географии» Н.В.Гоголя. Одновременно с сочинением «Мёртвых душ» Николай Васильевич задумывал книгу «Земля и Люди», о которой писал так: «Всем нам уже известно, сколько бедствий и беспорядков в Русской земле произошло от собственного нашего неведения земли своей, ибо едва ли не главною причиною всех нестроений и внутренних беспорядков есть неведение русскими собственной земли. Для борьбы с этим незнанием нужно живое, а не мертвое изображение России, та существенная, говорящая её география, начертанная сильным, живым слогом, которая поставила бы русского лицом к России…. Такую книгу (мне всегда казалось) мог составить только такой писатель, который умеет схватывать верно и выставлять сильно и выпукло черты и свойства народа, а всякую местность, так ярко, чтоб она навсегда осталась в глазах…»
Гоголь собирался совершить продолжительное путешествие по России и мечтал буквально о таких научно-литературых экспедициях, которые и были совершены автором «Неопозннанной педагогики»: «Нужно сильно запастись предуготовительными сведениями затем, чтобы узнать, на какие предметы преимущественно следует обратить внимание; иначе, подобно посылаемым чиновникам и ревизорам, проедешь всю Россию и ничего не узнаешь… Нынешние путешественники, охотники до комфортов и трактиров, с больших дорог не сворачивают и стараются пролетать как можно скорее. При полном незнанье земли своей утвердилось у всех гордая уверенность, будто знают её, а между тем какую бездну нужно прочесть для того только, чтобы узнать, как мало знаешь, и чтобы быть в состоянии путешествовать по России, как следует, смиренно, с желанием знать её».
Прошло два века, перед нами собрание книг, во многом осуществившее замысел Гоголя.
Эти книги не столько о проблемах (много ли добавит перечень еще нескольких к тысяче известных?), сколько о том, как люди в разных местах страны решают их. Хотя в этой книге много этнографического материала, она направлена не в прошлое, а в будущее. Ее пронизывают практические дела, проекты, подсказываемые детьми вместе со своими учителями, родителями, местными сообществами: как не опустынить свою местность, свой участок земли, спасти миллионы мальков в одной протоке, укрепить рушащиеся берега и навести надежный мост в своем маленьком городке, а от него, а от него, может быть, в большой стране, которая без моста так и будет висеть между вчера и завтра, старым и новым.
Перечислим ещё несколько названий:
Кировская область. Крапива, которая не жалит.
Бурятия. Засечки Черского.
Кубань. Порядочные люди своего времени.
Пензенская область. Именные школы.
Приокская Россия. Истребители чертополоха.
Татарстан. Дорога к роднику.
Калмыкия. Страна между двумя берегами.
…«Мы повисли между двумя берегами. Памятью и забвением, немотой и речью, разумом и безумием, рабством и свободой… Что выберем?»
Собрание книг Анатолия Цирульникова и удивляет читателя, и радует, и невольно укоряет. Ведь получается, что в той или иной мере схожие пути к осмысленности, очеловечиванию, ответственности доступны любой школе, любому местному сообществу. Не в смысле задач спасения национальной культуры – но как пути открытости к жизни вокруг, участию в её обновлении, превращение радостного и естественного самообразования детей и взрослых в нормальный, привычный ход событий.
Это книги о реально возможном оптимистическом будущем нашей страны. О «белых воронах», в которых обнаруживают «белых оленей». О «неоправданно дорогих» сельских школах и детских садах, которые оказываются бесценны для очеловечивания жизни на огромных просторах. И о спокойном опыте тех реальных усилий людей, которые делают жизнь вокруг себя разумной и человечной.
Серия книг А.М.Цирульникова “Неопознанная педагогика” представлен
на сайте Сетевых исследовательских лабораторий «Школа для всех».
См. http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/274