РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: STEM Исследование

Может ли ваш ребенок выбрать профессию инженера? Ученые назвали главные факторы

Российские ученые выяснили, какие факторы влияют на выбор школьниками инженерных специальностей.

Ученые Российской академии образования (РАО) проанализировали интеллектуальные способности, академические успехи и представления российских школьников о перспективах выбора будущей профессии и выяснили, какие факторы влияют на их решение.

Цель исследования – изучение барьеров, которые возникают при выборе так называемых STEM-профессий (от S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics), а также факторов, которые, наоборот, обеспечивают успешность профессионального развития в области высоких технологий.

Результаты исследования показали, что чаще всего профессии в естественнонаучной и технической сферах выбирают школьники с более высокими академическими оценками в точных науках (биологии, физике, химии) и пространственными способностями, а также с большим словарным запасом. Высокая оценка своих математических способностей и уровень карьерных и материальных притязаний также влияет на выбор этих профессий.

Наиболее интересные результаты были получены при анализе факторов выбора STEM-специальностей у юношей и девушек. Оказалось, что факторы, определяющие выбор будущей сферы деятельности, у них различаются.

Специалисты РАО выяснили: девушки гораздо меньше (лишь 32%) склонны к выбору STEM-профессий, чем юноши (63%). Решающее влияние здесь оказывают социальные стереотипы, которые независимо от индивидуально-психологических характеристик приводят к снижению у девушек интереса к выбору STEM-направлений.

Среди юношей STEM-профессии выбирают те, кто выше оценивает свои способности в математике, в отличие от гуманитарных дисциплин, а также молодые люди, обладающие высоким уровнем материальных и карьерных притязаний. Среди девушек значимую роль при выборе играют объективно высокий уровень способностей, вербального интеллекта и хорошие оценки по математике.

«Учитывая исследования, которые показывают, что интерес к STEM-дисциплинам в раннем возрасте у мальчиков и девочек отличается незначительно, можно предположить, что только наиболее способные и устойчивые к давлению гендерных стереотипов семьи и общества девочки сохраняют в себе интерес к выбору STEM-профессий в старшей школе, тогда как среди мальчиков на выбор такой карьеры оказывает влияние в первую очередь интерес», – заключил доктор психологических наук, академик Российской академии образования Сергей Борисович Малых.

В исследовании приняли участие 1638 учеников 7-11 классов 56 школ из восьми областей России. Оно проводилось по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО», с участием «Школьной лиги РОСНАНО».

Данные, которые были получены в ходе исследования, стали основой для разработки практических мер, направленных на устранение препятствий для профессиональных траекторий, повышение их привлекательности для молодых людей, прежде всего для девушек. Результаты исследования продемонстрировали важность борьбы с негативными гендерными стереотипами, которые существенно ограничивают для девушек выход на рынок труда в естественнонаучной и технической сферах.