РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Лекция Е.Л. Вартановой продолжила проект «Академические субботы»

«Медиаобразование в школе: от цифровой компетентности к информационной безопасности» – так звучала тема лекции, прочитанной для московских педагогов 11 марта в школе №1253. Лектором выступила Елена Леонидовна Вартанова, член-корреспондент Российской академии образования, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, зав. кафедрой теории и экономики СМИ, профессор, научный руководитель Центра по исследованию СМИ Финляндии и Скандинавии «НордМедиа».

«Да, урока медиа в школе нет, – начала Елена Леонидовна. – Но в наши дни медиа – это неотъемлемая часть жизни в целом и школьной жизни в частности. Именно это позволяет нам говорить о формировании нового типа человека».

В своем выступлении Е.Л. Вартанова затронула целый спектр проблем, связанных с галопирующей информатизацией. В эпоху постиндустриального общества информационные потоки захлестывают общество, и разобраться в них не каждому под силу. Мобильные телефоны, интернет, соцсети, новые технологии разделили жизнь на виртуальную и реальную. Прогресс шагает настолько быстро, что игнорировать его не могут даже закоренелые ретрограды, а уж учителя, чтобы сохранять авторитет в глазах учеников и помогать им в навигации по медиапространству, просто обязаны быть в курсе последних разработок.

«Мы на точке водораздела, – отметила Елена Леонидовна. – Где-то через 50 лет наше общество станет полностью цифровым».

Уже сейчас в научный оборот введены понятия «цифровой абориген» и «цифровой мигрант». «Абориген» – это человек, родившийся уже в цифровую эпоху. Для него технологии с рождения являются неотъемлемой частью жизни; к этой категории относятся современные школьники. А вот к «мигрантам» относится большая часть учителей, и залог их профессионального успеха – успешная адаптация к меняющимся условиям.

Но это касается в первую очередь технологической грамотности. А вот в навыках критического отбора информации молодое поколение явно отстает. Неограниченный доступ к информации может быть опасен без должной подготовки, поскольку нерегулируемое интернет-пространство может содержать недостоверную, а иногда и заведомо вредную информацию. Задача учителя – не запрещать, а научить ориентироваться в современном медиапространстве, находить, оценивать, интерпретировать и сохранять информацию. Такая работа, утверждает Е.Л. Вартанова, может проходить в рамках любой предметной области.

После лекции все желающие смогли задать вопросы.

Проект «Академические субботы» стартовал 14 января. Для учителей московских школ выступила президент РАО Людмила Алексеевна Вербицкая.

Проект, инициированный Департаментом образования Москвы и Российской академией образования, будет продолжен.