РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании» объединила специалистов из разных стран

6-7 декабря в Российской академии образования проходит Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». Как заявила президент РАО, академик Ольга Юрьевна Васильева, перед учеными стоит задача дать профессиональную оценку влияния цифровой трансформации и пандемии COVID-19 на образовательный процесс.

Приветствие в адрес участников мероприятия направила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Алексеевна Голикова.

«Исследователи вносят большой вклад в разработку реализации государственной образовательной политики, стратегических направлений, целей и программ развития образования, взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Комплексные исследования, где педагогика интегрирована с другими науками, становятся все более востребованными, поэтому научную работу в сфере образования все чаще ведут ученые многих направлений – от педагогики до нейробиологии», – подчеркнула Т.А. Голикова.

Открыла пленарное заседание Президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева.

«Мы взяли на себя ответственность собрать столь авторитетное профессиональное сообщество: крупнейших ученых, экспертов, людей, принимающих ключевые решения в сфере образования. В конференции участвуют представители более 50 наших зарубежных партнерских организаций. Перед учеными всего мира сегодня стоит задача: дать оценку влияния цифровой трансформации и ситуации с COVID-19 на образовательный процесс. Нужны научный анализ, верные прогнозы и самое важное – полезные и выверенные рекомендации», – подчеркнула О.Ю. Васильева во вступительном слове.

Она также отметила, что мероприятие дает старт системной работе по научному обоснованию и экспертно-аналитическому сопровождению тех решений в системе образования, которые будут приниматься дальше.

Среди ключевых тем конференции – влияние COVID-19 на образовательный процесс, а также угрозы и возможности, которые цифровизация несет для всех его участников. Мероприятие проходит в рамках Года науки и технологий в Российской Федерации, под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Участие в конференции принимают более 500 ведущих ученых, экспертов, методистов и педагогов-практиков.

6 декабря состоялись две пленарные сессии. В ходе первой, посвященной теме «Современный ребенок и подросток в цифровом обществе», академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО Сергей Борисович Малых поделился данными проведенного им исследования использования детьми и подростками электронных устройств. Выяснилось, что «отличники» и «троечники» примерно одинаковое количество экранного времени проводят за компьютерными играми – 57,75% и 60,18% соответственно. Исследование также показало, что в качестве «окна» в цифровой мир школьники в подавляющем большинстве случаев используют смартфоны (77,9%), на втором месте идут настольные компьютеры (10,4%). 67,8% детей проводит время за экраном от 50-100% свободного времени. Самый пик использования компьютеров и смартфонов приходится на 16 лет.

На пленарной сессии «Образовательный процесс в условиях цифровой трансформации» научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ «Высшая школа экономики», академик РАО Виктор Александрович Болотов привел следующие данные: 46% родителей отмечают, что за время пандемии ребенок стал менее организованным. Кроме того, более 40% учащихся говорят о существенном увеличении учебной нагрузки в период вынужденного дистанционного обучения.

Также с докладами на конференции выступили член-корреспондент РАО, директор Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская, заведующая лабораторией школы психологии Сассекского университета (Великобритания) Дарья Александровна Гайсина, член Президиума РАО, президент Академии Минпросвещения России Исаак Иосифович Калина, иностранный член Российской академии образования, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Александр Иванович Жук и другие участники.

Запись первого дня конференции доступна по ссылке

7 декабря научно-практическая конференция продолжится. В этот день запланированы две пленарные сессии: “Педагогическое образование: проблемы и перспективы развития” и “COVID-19 и вызовы мировому образованию”.