РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Эксперты-родители и ученые обсудили как сделать воспитание и образование детей эффективнее

22 марта в Российской академии образования прошел круглый стол «Семья и школа – диалог ради будущего», организованный РАО совместно с Национальной родительской ассоциацией. Модераторами круглого стола выступили президент РАО Юрий Зинченко, заместитель президента РАО Игорь Павлов и ответственный секретарь Координационного совета НРА Алексей Гусев.

Цель круглого стола формирование предложений по совместной работе экспертов-родителей и представителей педагогической науки для решения актуальных вопросов вовлечения родителей в воспитание и образование детей, развитие родительского просвещения и семейного воспитания. 

В мероприятии приняли участие действительные члены РАО, ученые, занимающиеся исследованиями семьи, вопросов родительского просвещения и семейного воспитания, руководители НРА и региональных родительских объединений, представители педагогического сообщества средней и высшей школы. 

Открывая работу круглого стола, президент РАО Юрий Зинченко поприветствовал коллег и пожелал всем плодотворной работы. Президент РАО отметил, что одной из главных задач в рамках обсуждаемой темы является предупреждение потенциальных рисков, которые несут за собой общественно-политические и социальные изменения. Юрий Петрович обратил внимание на то, что результаты фундаментальных исследований в области взаимодействия семьи и школы должны как можно скорее реализовываться в образовательных учреждениях. «Школа сейчас – это площадка общественного договора между родителями, образовательной организацией, учеными и руководителями сферы образования», – подчеркнул он.

«То, что сегодня происходит в школах должно стать предметом не только научной, но и общественной дискуссии на базе Российской академии образования, которая в свою очередь должна приводить к реальным рекомендациям как для учебных учреждений, так и для родительского сообщества», – сказал Юрий Зинченко.

Алексей Гусев в приветственном слове выразил уверенность в том, что взаимодействие экспертного научно-педагогического сообщества РАО с родительским сообществом принесет положительные результаты.

Российскую академию образования на заседании представляли Ольга Карабанова, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, д-р психол. наук, Сергей Малых, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, д-р психол. наук, профессор, академик РАО, Александр Веракса, член-корреспондент РАО заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, профессор, д-р психол. наук.

В своем выступлении «Психологические особенности современного родительства и его роль в образовательном процессе» Ольга Карабанова рассказала о современных родителях и подчеркнула важность просвещения родителей с точки зрения информационной безопасности.

«В силу своей социокультурной природы родительство меняется и сегодня мы имеем дело с совершенно новым явлением родительства. В нашем недавнем исследовании мы обнаружили довольно тревожную тенденцию – около 20% современных молодых женщин, планируя свою семейную жизнь, не оставляют место родительству вообще. Необходимо создавать и продвигать положительный контент, который мог бы сегодня поднять социальный престиж родительства», – сказала Ольга Карабанова.

Ольга Александровна отметила, что современные родители и учителя теряют свой престиж в информационной среде, а эйджизм является тем самым феноменом, с которым приходится сталкиваться регулярно.

Также, по словам Карабановой, современное родительство характеризуется и положительными тенденциями – не только женщины, но и современные отцы становятся полноправными воспитателями.

Сергей Малых выступил с докладом «Популяционные исследования современного детства как условие эффективного обучения и воспитания в семье и школе», в котором рассказал о минусах отсутствия исследований о современном детстве.

«Мы не знаем особенностей когнитивного и эмоционального развития современных детей, а значит не понимаем, как готовить практических психологов и педагогов. К сожалению, ни в советские годы, ни после, не было популяционных исследований детей. Именно поэтому на базе Российской академии образования разработана цифровая психодиогнастическая платформа, которая позволяет проводить эти исследования», – сказал академик РАО.

Сергей Борисович подчеркнул, что провести подобное исследование можно только в сотрудничестве с родительским сообществом.

Выступление Александра Вераксы было посвящено роли семьи в дошкольном образовании и воспитании. Как подчеркнул профессор Веракса, одной из главных проблем остается безопасность ребенка в информационной среде. Александр Николаевич рассказал о том, что проведенное под его руководством исследование показало, что однозначного отношения к использованию гаджетов в образовательном процессе у педагогов нет.

«Мы провели опрос, в котором приняли участие свыше 1000 родителей. Мы увидели количество времени, которое дети 5-6 лет проводят с гаджетами. 20% родителей ответили, что это более 2-х часов в день. При этом 50% этих детей находятся один на один с гаджетами», рассказал Александр Николаевич.

Семья и школа – диалог ради будущего
Семья и школа – диалог ради будущего в РАО
Круглый стол в РАО

В рамках мероприятия с докладами также выступили Людмила Мясникова, член Общественной палаты города Москва, Председатель экспертно-консультативного Совета Родительской Общественности при Департаменте Образования города Москвы «Родительские субботы и селектор»; Ольга Рубцова, ректор Академии инновационного образования и развития, кандидат психологических наук «Взаимодействие семьи и школы в вопросах обеспечения комфортной и развивающей информационной среды для детей: проблемы и перспективы»; Наталья Склярова, советник ректора МПГУ «Кинопедагогика и вечные ценности: воспитание через искусство»; Андрей Алферов, директор НП содействия государственно-общественному управлению в образовании «Доверие. Партнерство. Право», член городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования г. Москвы «Миссия родительской общественности в жизнедеятельности Школы через органы государственно-общественного управления: теория и практика».

В результате обсуждений в рамках круглого стола «Семья и школа – диалог ради будущего» было принято решение организовать на базе РАО «Родительскую платформу» – постоянно действующую открытую экспертную площадку для обсуждения актуальных вопросов образования, волнующих родителей. Результатом деятельности платформы должна стать ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Семья и школа. Диалог ради будущего», ее целью станет выработка научно обоснованных инициатив и рекомендаций по выстраиванию гармоничных отношений родительской общественности и образовательных организаций.

Резолюция