РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: М.Л.Левицкий РАО

29 марта в РАО состоялось заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики под руководством академика-секретаря отделения М.Л. Левицкого

В ходе заседания был заслушан доклад д.п.н., проф., чл.-корр. РАО О.В. Гукаленко «Поликультурное образование в условиях глобализац
ии». В основе доклада лежат 5 тезисов, раскрывающих влияние глобализации на современное общество, сущность и задачи поликультурного образования.бюро левицкий2

  • Современная глобализация: ее позитивные и негативные последствия.

По своей природе глобализация потенциально способна содействовать улучшению жизни людей, преодолению бедности, нищеты и неравенства, развитию сотрудничества и взаимопонимания между народами, призвана способствовать взаимообогащению культур и цивилизаций. Однако, обладая позитивным потенциалом, современная глобализация также оборачивается негативным последствиями для большинства людей, стран и народов. Несмотря на то что глобализация усиливает взаимозависимость, мир становится все более расколотым: на одной стороне богатые, на другой бедные, на одной стороне те, кто приветствует наступление новой эры мировой экономики, на другой те, кто требует идти иным путем. Наряду с коммерциализацией образования, неолиберальная глобализация внедряет и определенную систему ценностей, где главный критерий – товарно-денежные отношения. Последствия глобализации для образования еще предстоит оценить. Но важно уже сегодня создавать на общенациональном и международном уровнях систему мер, направленных на раскрытие позитивных аспектов глобализации и минимизирующих ее отрицательные последствия.

  • Сущность и смыслы поликультурного образования

На всех этапах развития современной цивилизации, становления многокультурного мира проблемы приобщения детей и молодежи к национальным ценностям, воспитание культуры межнациональных отношений вызывали повышенный интерес ученых. Поликультурное образование должно противостоять негативным влияниям глобализации на молодежь, разрушающим российскую ментальность и национальную идентичность и формировать у учащихся представление о многообразии культур в мире и своем государстве; прививать положительное отношение к культурным различиям; развивать умения и навыки продуктивного взаимодействия с носителями других культур. В результате предполагается восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы, формирование социальной мобильности личности, воспитание у новых поколений гражданско-патриотической идентичности, овладение иностранными языками.

  •  Новые задачи и принципы поликультурного образования

Многонациональность и полиэтничность России вносят в проектирование содержания поликультурного образования и его организацию ряд объективных сложностей. В связи с этим, перед ним встают новые задачи:

– воспитание поликультурно-ориентированной личности;

– формирование гражданско-патриотической идентичности человека;

– развитие межкультурных коммуникаций;

– содействие решению социокультурных и образовательных проблем мигрантов;

– формирование целостного поликультурного образовательного пространства России.

Становление и развитие поликультурного образования призвано опираться на принципы культуросообразности, поликультурности и полилингвизма, интеграции и культурной целостности, доступности и открытости межкультурного диалога.

  • Поликультурное образование и дети-мигранты

Общеобразовательная и профессиональная школы должны учитывать масштабность явления миграции и специфические особенности поведения мигрантов в инокультурной среде. Они призваны помочь учащимся и молодым людям научиться понимать, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности, личностные и культурные различия, научить их решать проблемы и конфликты путем диалога и сотрудничества. Для этого следует обеспечить необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов, способных учитывать особенности работы с детьми-мигрантами, осуществлять их поддержку, защиту и адаптацию.

  • Глобализация и целостное поликультурное образовательное пространство

Поликультурное образовательное пространство не может возникнуть как результат суммирования и механического соединения множества образовательных систем. Оно является не только поликультурным, но и полисоциальным, т.к. включает в себя множество субкультур, носителями которых выступают самые разные социальные группы: представители различных рас и этносов, мужчины и женщины, разные поколения людей, городские и сельские жители. По мере педагогизации поликультурного образовательного пространства, оно будет играть все более значимую роль за счет включения всех субъектов и институтов в широкую социально-педагогическую работу.

бюро левицкий 1

В своей рецензии на доклад О.В. Гукаленко «Поликультурное образование в условиях глобализации» академик РАО А.Н. Джуринский отметил, что рассматриваемая проблема особенно актуальна в связи с возросшим значением для России поиска путей консолидации общества, формирования общероссийской идентичности.

Обучение и воспитание в российском многонациональном социуме не могут быть иными, как при учете национальных различий и должны включать педагогические ориентации, адекватные мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.

Известно, что одним из ответов на педагогические вызовы многонационального социума в условиях глобализации оказались идеи и практика мультикультурного (поликультурного) образования. Они опираются на несколько общих педагогиче
ских принципов: воспитание для сосуществования различных национальностей, религий, культур; воспитание готовности к взаимному сотрудничеству; признание взаимной ответственности за положительный характер межнационального и  межкультурного общения.

Ведущей целью образования соответственно таким принципам является устранение в сознании личности противоречия между ценностями доминирующих наций и этнокультурных меньшинств. Соответствующие такой  цели задачи можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство» и «объединение». В первом случае речь идет о  сохранении культурного многообразия. Во втором — о равных правах на образование. В третьем — о формировании личности, опирающейся на общенациональные ценности. Подобные задачи достигаются поэтапно: воспитание непротивления культурному многообразию; признание уникальности иных культур; признание неизбежности культурного многообразия; принятие многокультурного социума; воспитание интереса к другим культурам; межкультурное взаимодействие.

В контексте указанных задач можно обозначить несколько перспективных измерений практик образования: равный доступ к достойному образованию; погружение в многонациональную культуру социума; устранение этноцентристских предубеждений; приобретение знаний об иных культурах; воспитание навыков межнациональной коммуникации.

Надо признать, что идеи и практики мультикультурного (поликультурного) образования не безупречны. Их слабость состоит в определенном утопизме, идеализированных представлениях о возможности ликвидации каких-либо противостояний цивилизаций и культур с помощью воспитания и обучения. В свете этого объяснимы неудачи мультикультурного образования и его пессимистические оценки в Западной Европе. Тем не менее, мультикультурное (поликультурное) образование содержит мощный потенциал для межнационального диалога и сотрудничества.