РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: бюро РАО

24 марта в РАО прошло заседание бюро отделения психологии и возрастной физиологии под руководством и.о. академика-секретаря отделения С.Б. Малых

С сообщением «Влияние раннего социально-эмоционального окружения на развитие детей в домах ребенка и замещающих семьях» на заседании бюро выступил доктор психологических наук, профессор Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов.

бюро малых1

Актуальность темы исследований, представленных в докладе профессора Мухамедрахимова, обусловлена их направленностью на изучение роли характеристик первичного окружения и приобретаемого ребенком в процессе взаимодействия с взрослым раннего социально-эмоционального опыта в развитии детей, а также на разработку новых средств к организации условий проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  В результате теоретических исследований и лонгитюдного квази-экспериментального сравнительного изучения детей младенческого и раннего возраста в домах ребенка показано критическое значение постоянного и стабильного, а также  чувствительного и отзывчивого взаимодействия в системе «ребенок-близкий взрослый» на психическое развитие детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Одним из главных достоинств работы является разработка программы научно-обоснованных средств улучшения деятельности учреждений для детей-сирот. Среди этих средств основными являются обучение персонала, направленное на повышение качества их взаимодействия с детьми,  и проведение структурных изменений в работе учреждения, связанного с выделением групповых сотрудников, выполняющих роль близких взрослых, повышением их стабильности и постоянства пребывания в небольшой группе интегрированных по возрасту и уровню развития детей.

Как показал анализ эмпирически полученной информации, программа вмешательства была успешно реализована, а воспитатели и медицинские сестры изменили свое поведение с детьми, демонстрируя больше позитивной социально-эмоциональной вовлеченности и следования поведению и инициативам ребенка. В свою очередь, дети улучшили характеристики взаимодействия с групповыми сотрудниками, проявили, например, более высокое качество интереса и саморегуляции, продемонстрировали повышение показателей поведения привязанности, а также физического и психического развития.

Последующие исследования продемонстрировали, что улучшение поведения детей и групповых сотрудников после реализации вмешательства не только поддерживались во время всего проектного периода, но и продолжают сохраняться после завершения научного проекта. Результаты реорганизации учреждения и изменения раннего социально-эмоционального опыта детей положительно отражаются на поведении детей при их переводе в замещающие семьи. Следовательно, при выполнении научно обоснованных условий реорганизации учреждений высока вероятность, что созданное в рамках программы семейное окружение будет в большей мере соответствовать потребностям развития и психического благополучия детей, как в самом учреждении, так и в последующем в замещающих семьях.

Основные компоненты программы вошли в Постановление Правительства РФ, направленное на решение актуальной задачи по улучшению работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.