РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: РАО С.Н.Чистякова

23 марта в РАО состоялось бюро отделения профессионального образования под руководством академика-секретаря отделения С.Н. Чистяковой

В ходе заседания было заслушано сообщения  д.псих.н., профессора И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды» и совместный доклад академика РАО, д.пед.н., профессора Г.М. Романцева и д.п.н., профессора А.В. Ефанова «Научно-теоретические основы подготовки педагогов и мастеров по обучению ремесленным профессиям».

Исследование, проведенное профессором И.А. Баевой на базе общеобразовательных и средних профессиональных учреждений, позволило выделить основные риски нарушения психологической безопасности:
– риск безопасности территории образовательного учреждения;
– риск употребления психоактивных веществ;
– риск проявления насилия;
– риск субъективному благополучию;
– риск проявления межэтнических конфликтов и другие.

чистякова бюро2

Доктор психологических наук, профессор И.А. Баева

Из доклада следует, что образовательная среда – это совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении большого отрезка жизненного пути. А социально-психологические опасности возникают на порядок чаще, чем природные и техногенные. Причиной почти всех ситуаций кризисного или напряженного характера является человеческий фактор. Одной из значимых задач обеспечения психологической безопасности в образовании является создание структуры управления уровнем безопасности за счет превентивных мер, устраняющих угрозу и минимизирующих риски. Это следует рассматривать как один из показателей эффективности вуза в данном аспекте.
Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде профессор И.А. Баева предлагает следующие принципы:
– принцип опоры на развивающее образование;
– принцип психологической защиты личности;
– помощь в формировании социально-психологической умелости.

Сообщение профессоров Г.М. Романцева и А.В. Ефанова, где обосновывается необходимость подготовки педагогов профессионального ремесленного обучения и социализации учащихся, привело к оживленной дискуссии. Интерес вызвала теоретико-методологическая основа подготовки педагогов профессионального ремесленного образования.  В образовательный процесс по подготовке педагогов и мастеров предлагается включить 5 содержательных блоков:
– фундаментальный общенаучный;
– общий и специальный психолого-педагогический;
– общеотраслевой теоретический и технологический;
– специально-отраслевой;
– предпринимательский.

Только такая структура профессионально-педагогического образования, по мнению докладчиков, способна обеспечить получение всего комплекса профессиональных компетенций, необходимых для формирования квалифицированного педагога (мастера) профессионального ремесленного образования.

чист