По случаю столетия со дня создания Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина Российская академия образования и Институт художественного образования и культурологии РАО при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации представляет виртуальную выставку тематических детских рисунков из Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».
Жизнь пионерии в рисунках юных художников 1920-1950-х годов
В Международной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования значительное место занимают работы, отражающие жизнь советских пионеров в 1920-1950-е годы.
Как отмечает президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева, переоценить вклад, который внесла пионерия в развитие Советского союза, становление его граждан, невозможно. “Все чаще звучат ностальгические воспоминания о ней, и это не случайно. Для многих поколений пионерский лозунг, символика, поездка в летний лагерь – самые светлые воспоминания. Советские пионеры искренне верили в ценности и идеалы организации, дружба, труд и взаимопомощь не были для них пустым звуком”, – сказала О.Ю. Васильева.
Пионеры участвовали во всех государственных событиях – парадах и демонстрациях, сборе урожаев и строительстве, готовились к защите нашей родины. Они были свидетелями создания заводов, гидроэлектростанций, метро, зрителями кинотеатров. Мечтали, строили планы. Образ пионера того времени можно представить по целой портретной галерее рисунков, поступавших из разных республик Советского Союза на конкурсы и выставки. Главный символ пионерии – красный галстук был предметом гордости. Носивший его школьник выглядел торжественно, переживая чувство причастности к великим свершениям, созидательной деятельности страны советов. Нередко пионер или пионерка изображались рядом с красным знаменем – главным символом государства.
1920-1930-е годы отмечены открытием в столицах республик и крупных городах Советского Союза Дворцов и домов пионеров, предоставивших возможность подросткам выбирать сферу своих интересов и плодотворно овладевать знаниями и навыками в области технического и художественного творчества. Домам пионеров предоставлялись лучшие здания. В Ленинграде это был Аничков дворец, в Харькове здание б. дворянского собрания, в Москве – особняк эпохи модерна, в Таганроге – здание б. Городской управы. В коллекции института сохранился рисунок А. Дорфмана, изображающий занятие в изошколе дома пионеров Орджоникидзеграда (Брянск) в огромном зале старинного здания.
Основными темами рисунков является повседневная жизнь пионеров –школа, насыщенный общественными и творческими занятиями досуг, отдых в пионерских лагерях. Бьющая через край энергия объединяет работы из разных республик и областей. Выражена она, как в изображенных сюжетах, так и в соответствующих средствах художественной выразительности. В динамичных композициях, маршевых ритмах ощущается пульс времени.
В коллекцию Центрального дома художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР (правопреемником которого является ФГБНУ «ИХОиК РАО») рисунки поступали в результате проведения конкурсов детского рисунка, инициированных ЦДХВД, а также благодаря постоянным контактам научных сотрудников и методистов с преподавателями изобразительного искусства Домов пионеров. Они были постоянными участниками Педагогических чтений и семинаров по проблемам художественного воспитания и образования школьников, которые проводил Институт.
Также в официальном сообществе РАО в социальной сети ВКонтакте размещён интерактивный материал по кинопедагогике от Алексея Владимировича Лубкова, академика РАО, ректора Московского педагогического государственного университета.