В рамках заседания президиума Российской академии образования обсуждены проблемы агрессии и деструктивного поведения учащихся.
Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, доктор психологических наук, профессор Сергей Борисович Малых обратил внимание на мультифакторную природу агрессивного поведения. По его словам, на индивидуальный уровень агрессивности влияют социально-экономические, культурные и генетические факторы, а также воспитание в семье, социальный статус и уровень стресса.
«Необходимо отметить, что агрессивное поведение достаточно устойчивый феномен в онтогенезе. Индивидуальные особенности агрессивности человека стабильны на протяжении значительных периодов времени», – сказал С.Б. Малых.
Директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ, заведующий Кафедрой психологии воспитания и профилактики девиантного поведения МПГУ, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, академик РАО Артур Александрович Реан рассказал о результатах изучения агрессивности в контексте социально-экономического благосостояния семьи и школьного климата.
По результатам исследования, общий уровень агрессивности оказался ниже у испытуемых, заявивших о достаточном или высоком уровне материальной обеспеченности. Показатель враждебности и готовности к физической агрессии значительно выражен у испытуемых, отметивших отсутствие высшего образования у одного или обоих родителей. Низкий показатель по шкале «чувство вины» зафиксирован у испытуемых, указавших высокий уровень финансового статуса.
Установлена также отрицательная корреляционная связь между школьным климатом и агрессивностью школьников. Более низкому уровню агрессивности способствуют такие параметры школьного климата, как уважительное отношение учителей к ученикам, справедливость взрослых по отношению к детям, налаженный контакт между учителями.
Тенденция к снижению виктимизации отмечается по мере взросления учеников. Социальная и физическая травля наиболее выражена в 6-х, 7-х и 8-х классах. В большинстве случаев родители узнают о травле от ребенка, менее 5% – от классного руководителя и школьного психолога.
Учеными РАО рекомендовано осуществление профилактических программ в семье и в школе, проведение просветительских программ для родителей, а также программ повышения квалификации для педагогов и школьных психологов.