РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Центр воспитания и развития личности РАО объединит науку и практику

16 мая в Российской академии образования прошел круглый стол «Воспитание в современных условиях: состояние и перспективы». Участники обсудили примерную программу воспитания, по которой сегодня работают российские школы, эффективные форматы воспитательной работы на уроке и в рамках дополнительного образования, воспитательный потенциал детских общественных организаций, факторы успеха воспитательной работы учителя-предметника.

Президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева напомнила, что РАО как ключевой научно-методический центр в области наук об образовании уделяет большое внимание вопросам воспитания. Для обеспечения российских педагогов качественными и проверенными научно-методическими рекомендациями в этой сфере в Академии создан Центр воспитания и развития личности, а также Научный совет по проблемам воспитания подрастающего поколения. 

«Центр воспитания и развития личности Российской академии образования призван объединить усилия ученых, педагогов-практиков, регуляторов политики в области образования, а также общественных организаций и детско-юношеских объединений для работы по совершенствованию методик воспитательной работы и проведения совместных исследований», – заявила О.Ю. Васильева.

Член-корреспондент РАО, научный руководитель Центра воспитания и развития личности РАО, первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Николаевна Глебова отметила, что в Центре ведётся работа по вопросам, связанным с развитием воспитательной деятельности. Он стал открытой площадкой для взаимодействия ученых, учителей, родителей, а также представителей органов власти и профессионального сообщества, детских общественных объединений.

«Мы должны искреннее друг другу сказать, что исследования в области воспитания носят сегодня фрагментарный характер. У нас большие ожидания, что эта деятельность сформируется, как системная работа, потребность в этом есть: мы понимаем, что никакое движение вперед без осмысления прошедшего периода, без учета закономерностей, которые прослеживаются на протяжении долгого времени, невозможна. Главное, чтобы в этой работе соединился опыт предшествующих поколений и энтузиазм практиков дня сегодняшнего», – рассказала Л.Н. Глебова.

Заместитель руководителя Росмолодежи Дамир Ильдусович Фаттахов отметил, что на сегодняшний день для детско-юношеских объединений важно создать условия для самореализации ребенка на каждом этапе его взросления, сформировать среду для непрерывного и всестороннего развития детей и подростков. По статистике, сегодня в Российской Федерации существует 310 детских движений, объединяющих 5 миллионов ребят. Д.И. Фаттахов отметил, что порядка 30% этих подростков одновременно являются участниками сразу нескольких движений, то есть организации работают с одними и теми же активными ребятами, и есть необходимость сделать фокус на тех, кто на сегодняшний день не вовлечен в деятельность ни одного объединения.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации Соня Григорьевна Погосян добавила, что в последние годы ведется системная работа по созданию единого воспитательного пространства на всех уровнях образования, делаются попытки создать критерии оценки эффективности воспитательной работы. Она отметила, что важно, чтобы передача нравственного опыта и формирование ценностей начиналось уже в младших классах, поскольку часто повлиять на имеющиеся у подростка в 12-13 лет ценности бывает непросто. Для этой работы создана программа развития социальной активности учащихся младших классов – «Орлята России».

Член-корреспондент РАО, научный руководитель лаборатории развития содержания воспитания и социализации РАО Наталия Леонидовна Селиванова отметила, что одну из своих ключевых задач Научный совет по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии и теоретической педагогики РАО видит в том, чтобы создавать условия, в которых педагогу работалось бы интереснее и легче, поскольку в центре всей воспитательной работы стоит фигура учителя. Н.Л. Селиванова добавила, что сейчас крайне важно обеспечить педагога, приходящего в школу, качественными инструментами для работы, учебниками.

Ученый секретарь Института художественного образования и культурологии РАО Ирина Владимировна Вагнер обратилась к еще более раннему этапу воспитательной работы и рассказала о том, что сегодня в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования необходимо усилить роль воспитания. По ее словам, целесообразно доработать ФГОС так, чтобы в нем появилось воспитание как самостоятельный компонент, требования к его содержанию и организации, условиям воспитания в дошкольной образовательной организации.

Участниками круглого стола также стали член-корреспондент РАО, главный ученый секретарь президиума РАО, и.о. вице-президента РАО Виктор Стефанович Басюк, академик РАО Ирина Владимировна Дубровина, д-р. психол. н., профессор Татьяна Давидовна Марцинковская, профессор РАО, заведующий лабораторией развития личности Институт стратегии развития образования РАО Павел Валентинович Степанов, директор ДТДиМ им. А.П. Гайдара, председатель Городского Совета Вожатых г. Москвы, председатель Московского регионального отделения РДШ, член Общественной палаты Российской Федерации Надежда Михайловна Куранина, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ Татьяна Александровна Ромм, заместитель исполнительного директора по методической работе Российского движения школьников Геннадий Анатольевич Кириченков, академик РАО Владимир Дмитриевич Шадриков.