РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Ученые обсудили дидактику в системе научного знания

31 мая в РАО состоялось расширенное заседание бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики, посвящённое дидактике в системе научного знания.

В своем приветствии участникам президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева отметила важность исследований, посвященных истории и современному состоянию педагогической науки, а также обратила внимание на вызовы, стоящие сегодня перед специалистами по дидактике и методикам преподавания.

«К нам обращаются ректоры университетов, в которых есть педагогические факультеты, и говорят о том, что им не хватает методистов. Это очень серьезный дефицит, который необходимо устранять, привлекая ученых, специалистов по дидактике. Российская академия образования как ведущий научный, научно-методический и прогностический центр готова оказать нашим вузам всю необходимую поддержку», – рассказала О.Ю. Васильева.

С вступительным словом на заседании выступил и.о. академика-секретаря Отделения Михаил Львович Левицкий. Он отметил, что, по некоторым данным, обновление информации в мировом пространстве происходит каждые 4 года, и значительная часть нового объёма информации приходится на знания о природе, обществе и человеке. Это обусловливает стремление специалистов в области наук, связанных с предметными дисциплинами общего образования, включать в базовое содержание как можно больше фактов, явлений, событий.

«Принято считать, что на уроке даются знания. На самом деле, на уроке предъявляется информация, которая становится знанием только в том случае, когда она пропущена через личный опыт, опыт практической деятельности», ­– сказал Михаил Львович.

С сообщением на тему «Дидактика в системе научного знания: взаимосвязь классической и неклассической традиции» выступила Людмила Михайловна Перминова, доктор педагогических наук, профессор кафедры философии культурологии и методологических основ образования и кафедры непрерывного образования Московского государственного областного университета.

Она отметила, что развитие дидактики должно осуществляться на основе ценностей, состава, структуры и функций современного научного знания. Это обусловлено тем, что теоретический корпус дидактики содержит все виды структуры научного знания: эмпирический базис, включающий понятийно-категориальный аппарат, факты, законы, закономерности и принципы; общие, частные и специальные теории; прикладное знание, в котором интегрированы все уровни методологии дидактики.

В классификации современных наук дидактика также соединяет в себе признаки социально-гуманитарного и нормативного знания. Среди дисциплин, служащих опорой для дидактики, выделены философия, физиология, нейронауки, психология, логика и социология. При этом прикладное знание в дидактике представлено технологиями обучения и экспериментальной дидактикой, методологический контур которой определяется наличием статуса научного метода, оперированием теоретическими методами, взаимосвязью со спецификой обучения, а также возможностью получить результаты для всех уровней научного знания.