РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

РАО и МГУ имени М.В. Ломоносова провели Международную научную конференцию «Образование в условиях стремительно меняющегося мира»

В апреле состоялась Международная научная конференция «Образование в условиях стремительно меняющегося мира», организованная в рамках Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2022», организованная Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова (факультет педагогического образования) и Российской академией образования при поддержке Института стратегии развития образования РАО.

В конференции приняли участие около 100 человек – молодых ученых, аспирантов, докторантов, научных сотрудников и преподавателей, представителей различных организаций России, Китайской  народной республики, Республики Армении, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан, Донецкой народной республики.

Информационными партнёрами мероприятия выступили журналы «Педагогика», «Вестник МГУ имени М.В. Ломоносова» (серия «Педагогические науки»), «Отечественная и зарубежная педагогика», «Ценности и смыслы».

Пленарное заседание открыла Светлана Вениаминовна Иванова, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, главный ученый секретарь Президиума РАО, научный руководитель Института стратегии развития образования РАО.

С приветственными словами к аудитории обратились Татьяна Владимировна Кортава, академик РАО, доктор филологических наук, профессор, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова, и Виктор Стефанович Басюк, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, и.о. вице-президента Российской академии образования, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.

В выступлениях на пленарном заседании затрагивались вопросы влияния Интернета на русский язык, внедрения системы выбора студентом индивидуальной траектории обучения, применения методологии экспертного анализа текста по комплексной проблеме, формирования готовности обучающихся к выбору педагогической профессии, подготовки педагогов по экологическому воспитанию, проблеме принятия решений в ходе модернизации образования, внутрикомандного взаимодействия студентов при проектной деятельности, формирования у студентов готовности к самообразованию, развития информатизации педагогического образования в Китае, экспорта китайского образования.

Работа конференции продолжилась на четырех секциях:

«Тенденции и задачи развития общего образования. Роль учителя в обеспечении качества общего образования» (модератор Дмитрий Александрович Метелкин, кандидат социологических наук, доцент, руководитель центра экспертизы Российской академии образования);

«Смешанное и дистанционное образование. Применение технологий искусственного интеллекта» (модератор Юлия Юрьевна Пустыльник, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью Института стратегии развития образования РАО);

«Воспитательный процесс в системе антропологических координат» (модератор Виктория Константиновна Пичугина, профессор РАО, доктор педагогических наук, доцент, профессор НИУ ВШЭ, заведующая лабораторией антропологии и педагогической компаративистики Российской академии образования);

«Высшее, профессиональное, дополнительное образование» (модератор Анна Константиновна Орешкина, доктор педагогических наук, доцент РАО, заведующая лабораторией развития воспитания и дополнительного образования Центра развития образования РАО).

На секции «Тенденции и задачи развития общего образования. Роль учителя в обеспечении качества общего образования» обсуждены вопросы общего образования: формирование читательской грамотности младших школьников, обучение проектной деятельности в начальной школе, задачи негосударственного школьного образования в Китае, повышение квалификации учителей, изменение роли учителя в современных условиях. В работе секции приняли участие преподаватели и аспиранты Термезского государственного университета (Узбекистан), Южного федерального университета, Университета БРИКС, Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, Мурманского арктического государственного университета, факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, Института стратегии развития образования РАО.

На секции «Смешанное и дистанционное образование. Применение технологий искусственного интеллекта» прозвучало 10 научных докладов, посвященных различным направлениям цифровизации образования, научно-педагогическому анализу российского и зарубежного опыта дистанционного и смешанного обучения, возможностям и перспективам применения технологий искусственного интеллекта в управлении образованием. Ключевыми вопросами стали параметры цифровой трансформации сферы образования, эффективности применения современных технологий в общем и профессиональном образовании, востребованности новых средств и методов обучения у педагогов и обучающихся. При этом обсуждение докладов показало, что вопросы о месте и роли дистанционных образовательных технологий в общем образовании по-прежнему остаются дискуссионными и требуют проведения дополнительных научных исследований.

В работе секции приняли участие представители ведущих научных и образовательных организаций России, в числе которых Институт проблем региональной экономики РАН, Институт стратегии развития образования РАО, Институт коррекционной педагогики РАО, МГУ имени М.В. Ломоносова, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, МГПУ, МПГУ, НИУ ВШЭ, РУДН и другие.

Тематика докладов на секции «Воспитательный процесс в системе антропологических координат» включала воспитание нравственных качеств личности обучающегося средствами музыкального искусства; анализ социальных факторов в сфере философии образования; роль социальной среды в формировании дошкольника как личности; социально-проектную деятельность молодежи; подготовку будущих офицеров в военных университетах к применению ими личностно-ориентированного подхода; антропологию современного образования (проблемные вопросы и поля); волонтерскую деятельность студентов как часть учебного процесса в университетах США; образ малой родины в проектной деятельности молодежи как фактор формирования гражданской идентичности. Выступления представили молодые исследователи из Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН, Института стратегии развития образования РАО, Российского государственного гуманитарного университета, факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, МПГУ, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, НИУ ВШЭ, Термезского государственного университета (Узбекистан), Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова.

Секция «Высшее, профессиональное, дополнительное образование» объединилатематику трансформации высшего образования, модели управления современным высшим образованием, формирования интереса к научным исследованиям у молодежи, задач аспирантуры на современном этапе, развития педагогической диагностики в целях повышения эффективности подготовки будущих учителей, модели подготовки специалистов в Армении, способов предупреждения эмоционального выгорания преподавателя высшей школы и ряда образовательных задач различных отраслей (архитектуры, медицины, экономики, филологии).

В секции приняли участие аспиранты и докторанты Донбасской юридической академии (Донбасс, ДНР), Института стратегии развития образования РАО, Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Крымской астрофизической лаборатории РАН, МАРХИ (ГА), факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, НИЯУ МИФИ, Туркменского национального института мировых языков им. Довлетмаммеда Азади (Туркменистан), Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Уральского федерального университета.