На заседании бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО ученые и эксперты обсудили вопросы исследования агрессии и буллинга в школе.
Выявлено, что вероятность вовлечения в ситуацию буллинга выше у детей, в семьях которых отмечаются конфликты между родителями, насилие, дисфункциональность, непоследовательный стиль воспитания, ориентация на силу как пример адекватной реакции при разрешении конфликтов, холодность взаимоотношений. Школьными факторами буллинга выступают индифферентная позиция и попустительский стиль общения педагогов, насильственный контекст отношений в образовательной среде, конформное поведение подростков-свидетелей буллинга, отсутствие целостной антибуллинговой программы школы.
Такие выводы стали частью исследования Елены Николаевны Волковой, доктора психологических наук, профессора, директора Научно-образовательного центра Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, которое проводилось научным коллективом из учёных и экспертов различных регионов России.
Всего в эмпирических исследованиях приняли участие более десяти тысяч человек, среди которых – учащиеся 5-11 классов общеобразовательных и специализированных школ, детских домов нескольких регионов Российской Федерации, родители, педагоги, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе.
Установлено, что подростковый буллинг – это феномен, представляющий собой продукт взаимодействия социальной, психологической и культурной сред. Поведение в буллинге усваивается во взаимодействии с семьей, школой и сверстниками.
Для идентификации буллинга учеными выделен ряд критериев: периодичность насильственных ситуаций; намеренность нанесения вреда; причинение вреда эмоциональному состоянию, здоровью, благополучию; неравенство сил у обидчика и жертвы; злоупотребление силой или влиянием; невозможность для жертвы покинуть ситуацию буллинга.
Многофакторная детерминация подросткового буллинга определяет стратегии его профилактики и прекращения. Программы профилактики должны быть направлены на изменение поведения всех субъектов образовательного пространства, прежде всего, взрослых: педагогов и родителей, а не только и не столько самих подростков; ключевым адресатом этих программ являются подростки-свидетели, а не только обидчики и жертвы буллинга; программы профилактики должны иметь выраженный социальный и культурный контекст и разрабатываться для конкретной школы.