РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Ведущие учёные и эксперты ответили на наиболее часто задаваемые вопросы об аутизме

В рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма ведущие учёные и эксперты Российской академии образования совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО и Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ ответили на часто задаваемые вопросы о расстройстве аутистического спектра. 

Аутизм – это болезнь или индивидуальная особенность человека?

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности.

Вопрос о том, является аутизм заболеванием или нарушением развития в науке остается спорным. В клинических рекомендациях по диагностике, терапии, профилактике и реабилитации при аутизме, разработанных «Российским обществом психиатров» в 2020 году,  расстройства аутистического спектра (РАС) называются «группой расстройств нейроразвития», а в клинических рекомендациях, разработанных «Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику» в 2021 году, говорится, что РАС – «полиэтиологичное заболевание».

Можно ли вылечить аутизм?

В настоящее время нет специального медикаментозного лечения «от аутизма». Считается, что ведущую роль в помощи при РАС играют специальные коррекционные занятия, направленные на преодоление проблем поведения и помощь ребенку в его развитии. Доказано, что чем раньше начинаются такие занятия, тем меньше вероятность формирования у ребенка тяжелой формы аутистического расстройства.

При этом, наблюдение врачей – детского психиатра, детского невролога – и индивидуально подобранное лечение помогают создать у ребенка и поддерживать наилучшую «рабочую форму» для коррекционно-развивающих занятий.

Аутизм передается по наследству или обусловлен другими причинами, например, неправильным воспитанием?

Теория о том, что аутизм формируется из-за недостаточно эмоционального, «холодного» отношения матери к ребенку, или может быть вызван неправильным воспитанием, доминировала в середине прошлого века. Дальнейшие исследования опровергли эту концепцию, и показали, что аутизм имеет врожденные биологические причины.

В настоящее время доказано, что аутизм — врожденное, генетически обусловленное нарушение развития. Эта точка зрения подтверждается, в первую очередь, информацией о встречаемости аутизма в близнецовых парах. Если это однояйцовые близнецы, то есть дети с почти идентичным генотипом, то аутизм у одного из них почти автоматически – с 99% вероятностью – означает аутизм и у второго. Но если близнецы разнояйцовые, т.е. имеющие примерно 50% общих генов, то наличие аутизма у одного из них означает лишь 25% вероятности проявления этого расстройства у второго близнеца.

Есть поговорка, что один человек с аутизмом похож на другого человека с аутизмом меньше, чем на человека без аутизма. Это так, люди с аутизмом настолько разные?

Люди с расстройствами аутистического спектра, действительно, могут быть очень разными, но их объединяют выраженные проблемы коммуникации и социализации, а также – стереотипность, которая проявляется во всех жизненно важных сферах и в поведении таких людей.

Если ребенок до 3 лет не говорит – у него РАС?

Нет, совсем не обязательно. Отсутствие речи у 3-летнего ребенка может быть связано с нарушением слуха, сенсомоторной алалией, с другими серьезными проблемами. Необходима тщательная дифференциальная диагностика.

Прививки могут быть причиной аутизма?

Крупнейшее эпидемиологическое исследование, проведенное в Дании (2019 г) на очень большом количестве детей (более 650 000, родившихся на протяжении 1999 – 2010 гг), опровергло зависимость формирования РАС от прививок. Исследование показало, что у вакцинированных детей аутизм встречался даже немного реже, чем у невакцинированных.

Может ли правильная диета вылечить аутизм?

Эффективность диет – безглютеновой, безказеиновой – доказана в отношении только 5% детей с аутизмом. Эти дети имеют нарушения метаболизма, из-за которых не могут усваивать молочный белок, или имеют непереносимость глютена. Таким детям диеты помогают наладить физическое самочувствие, в связи с чем, конечно, улучшается и их психическое состояние.

При аутизме у человека могут быть сверхспособности?

При аутизме достаточно часто встречается так называемая «парциальная одаренность» — то есть высокие способности в какой-то одной определенной области: в музыке или в изобразительном искусстве или в математике и т.д. Но, чтобы реализовать эти способности в жизни, ребенку с аутизмом нужна специальная поддержка, направленная, прежде всего, на развитие возможностей коммуникации, на социальную адаптацию.

Правда ли, что люди с аутизмом не испытывают эмоций?

Люди с аутизмом, конечно, испытывают эмоции, но, во-первых, эти эмоции могут быть вызваны их повышенной чувствительностью, и поэтому быть непонятными посторонним людям. Во-вторых, из-за недостаточного социального опыта ребенок или взрослый с РАС может не уметь проявлять эмоции адекватно, то есть так, как принято, и этим вызывать удивление и даже насмешки окружающих людей.

Специальные занятия для детей и взрослых с аутизмом должны включать в себя тренинг по распознаванию и адекватному проявлению эмоций в различных социальных ситуациях.

Информация подготовлена на основании данных, предоставленных заведующей лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Либлинг М.М., директором Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, главным редактором журнала «Аутизм и нарушения развития», к.п.н., Хаустовым А.В., ведущим научным сотрудником научной лаборатории ФРЦ МГППУ, к.б.н., доцентом Давыдовой Е.Ю., младшим научным сотрудником научной лаборатории ФРЦ МГППУ Мамохиной У.А.

В рамках тематического дня на странице РАО в социальной сети Вконтакте размещена выставка рисунков детей с расстройством аутистического спектра, предоставленных Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ.

С расширенной галереей рисунков можно ознакомиться по ссылке.