РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Л.А.Вербицкая РАО

Образование как ресурс счастья и благополучия: интервью Людмилы Вербицкой

— Людмила Алексеевна, как Вы оцениваете результаты работы Фонда за восемь лет его существования?

— Полагаю, что в последнее время Фонд поддержки образования стал влиятельной общественно-педагогической силой в России, без участия которой не обходится почти ни одно значимое образовательное начинание.

— Какой Вы видите рубрику «Ученые — школе»?

— Мы, безусловно, готовы использовать информационные ресурсы Фонда для того, чтобы сократить дистанцию между педагогической наукой и практикой. Видимо, это должна быть рубрика, в которой ученые РАО говорят с учителями о педагогических открытиях последнего времени, делятся проблемами, приглашают к сотрудничеству.

— На Ваш взгляд, можно ли привлечь к экспертизе примерных образовательных программ сетевое сообщество педагогов «Гимназического союза России»?

— В настоящее время речь должна уже идти о том, чтобы привлекать педагогов «Гимназического союза России» к активному осмыслению того, как внедряются примерные образовательные программы в практику работы образовательных организаций. Очень важно добиться того, чтобы примерные программы превращались в рабочие инструменты, обогащающие школы и детские сады новыми образовательными смыслами, методами и результатами деятельности.

— Какие направления сотрудничества РАО и Фонда поддержки образования Вы считаете перспективными?

— Реализацию концепции филологического образования, качество математического образования; обновление — с опорой на лучшие традиции — системы воспитательной работы, а также построение новой модели «политехнической школы» — школы, ориентированной на жизнь и работу наших детей в высокотехнологичном обществе. Этот ряд можно и нужно продолжать. Перспективно то, что интересует и увлекает науку, школы и общество в целом.

— Существует ли, по Вашему мнению, разрыв между научным сообществом и общеобразовательной школой? Если да, то как его можно преодолеть? И что именно школьные педагоги и руководители могут для этого сделать?

— Боюсь, что я назову очевидные пути преодоления существующего разрыва: учиться самим и создавать условия для качественного непрерывного образования педагогических кадров; развивать в себе критическое и конструктивное мышление; стараться выработать привычку ориентироваться на подлинные достижения науки, а не на «наукообразие»; выступать заказчиками и инициаторами научных разработок; поддерживать педагогов, проявляющих интерес к научному творчеству… и снова — учиться!

— Как Вы считаете, культура русского языка и родная литература в наши дни — это основной фокус внимания в школе? Что еще сейчас должно стать главной заботой учителя?

— Русский язык и родная литература действительно в центре всех образовательных процессов. Известно, что если чего-то нет в языке, то этого нет и в культуре. И, похоже, — работает и обратная зависимость: как говорим — так и живем; бедный, кривой язык порождает ограниченную примитивную жизнь. А что еще должно стать заботой учителя? Понимание образования как ресурса личного, семейного, общественного счастья и благополучия. Если это понимание будет у учителя, то он сможет передать его ученику, а значит, и всему обществу.

— Посоветуйте, пожалуйста, на какие средства массмедиа или отдельных персон может ориентироваться педагог, чтобы поднимать свой культурный и профессиональный уровень?

— Это не самый простой вопрос. К счастью, в последнее время все больше публичных людей начинают понимать свою ответственность перед обществом в отношении речевой культуры; речь общественных деятелей становится не только грамотной, но и красивой, яркой, выразительной. Скажем так, косноязычие вышло из политической моды. У нас есть прекрасный телеканал «Культура», есть замечательные научно-популярные журналы. Думаю, что в окружении каждого педагога есть люди, которых можно принять в качестве жизненных ориентиров. А если они почему-то отсутствуют, то всегда можно «попросить помощи» у Пушкина, Лермонтова, Чехова.