РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В Российской академии образования обсудили наследие великого педагога К.Д. Ушинского

13 марта в Российской академии образования состоялось открытие Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского»,вошедшей в утвержденный Правительством Российской Федерации план мероприятий по проведению Года педагога и наставника в нашей стране.

 «В своих наставлениях педагогам Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал важность готовности школы и учителя к современным вызовам. Соответствие образования дню сегодняшнему становится у него принципиальным требованием к деятельности школы, а современность подготовки и взглядов учителя – ключевым условием выполнения им не только профессионального долга, но и нравственного, гражданско-патриотического служения на благо Отечества», – рассказала президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева.

Участниками и гостями конференции стали представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также российские и зарубежные ученые, преподаватели колледжей и вузов, педагоги общего и дополнительного образования, студенты и родительская общественность.

«В Год педагога и наставника мы делаем акцент на престиже профессии учителя и привлечении в нее талантливой творческой молодежи, с опорой на наследие К.Д. Ушинского, который одним из первых обратил внимание на роль воспитания, наставничества в профессии учителя, считал, что цель этой профессии — зажечь в человеке «жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой», – подчеркнула председатель Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова.

«Наследие Константина Дмитриевича Ушинского актуально не только для отечественной, но и всей мировой педагогики. На рубеже 1990-ых годов мы отказались от многих достижений не только советской, но и «досоветской» педагогической мысли. Сейчас настало время к ним возвращаться», – сказал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию, академик РАО Олег Николаевич Смолин.

«Активная педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского продолжалась всего 15 лет, но он пришел в педагогику как сложившийся социальный мыслитель, ученый-энциклопедист и общественный деятель. Он сделал русскую педагогику наукой, русское образование – общественным делом, педагогическую деятельность в России – гражданским поприщем. Его имя стало синонимом отечественной педагогики», – обратился к участникам председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Владимирович Кабышев.

«Очень значимо, что сегодняшняя конференция является одним из первых мероприятий Года педагога и наставника. Она позволяет по-новому переосмыслить и осознать все величие трудов великого русского педагога», – заявила заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Викторовна Петрова.

«Научная основа российской системы образования имеет фундаментальные корни, которыми мы должны гордиться. Константин Дмитриевич Ушинский сильно опередил свое время, заложил идеи, звучащие очень актуально и сегодня. Он был одним из первых ученых в мире, заговоривших о ключевом значении воспитания, назвавших педагогику искусством. И наша главная задача – государства, научного и педагогического сообщества, – имплементировать наследие Ушинского в нашу современную российскую школу. «Просвещение», являясь надежным партнером системы образования, готово к совместной работе во имя достижения этой высокой цели», – отметил вице-президент по внешним коммуникациям АО «Издательство «Просвещение» Павел Станиславович Зенькович.

В пленарном заседании Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского» приняли участие более 250 научно-педагогических работников и более 120 студентов в очном формате, более 130 человек – в дистанционном. В ходе конференции в течение двух дней прошли 5 секций на базе РАО и 16 секций на базе региональных научных центров и научных центров РАО в 15 субъектах Российской Федерации, а также Симпозиум «Идеи К. Д. Ушинского в современной системе воспитания детей с ОВЗ».

На пленарном заседании с докладами выступили:

Савенков Александр Ильич, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор;

Богуславский Михаил Викторович, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования Российской академии образования, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор;

Лубков Алексей Владимирович, ректор Московского педагогического государственного университета, академик Российской академии образования, доктор исторических наук, профессор;

Романенчук Кира Викторовна, доцент кафедры истории педагогики и образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, кандидат педагогических наук;

Марфина Жанна Викторовна, ректор Луганского государственного педагогического университета, депутат Народного Совета Луганской Народной Республики, кандидат филологических наук, доцент;

Гукаленко Ольга Владимировна, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сессионные заседания:

  1. Методологические и теоретические проблемы современной российской педагогики в свете учений К. Д. Ушинского как основателя научной педагогики в России
  2. Наследие К. Д. Ушинского и современная дидактика 
  3. Искусство воспитания в наследии К. Д. Ушинского и современные проблемы теории и методики воспитательной работы
  4. К. Д. Ушинский о подготовке педагогов и современное педагогическое образование
  5. К. Д. Ушинский как основатель методики обучения русскому языку и современные проблемы методики преподавания филологических дисциплин
  6. СИМПОЗИУМ «Идеи К. Д. Ушинского в современной системе воспитания детей с ОВЗ»

Секционные заседания на базе региональных научных и научных центров Российской академии образования в субъектах Российской Федерации:

  1. Педагогическая антропология К. Д. Ушинского и современность
  2. Принцип народности К. Д. Ушинского: от теории к практике
  3. Реализация идей педагогического наследия К. Д. Ушинского в современном образовании
  4. Наследие К. Д. Ушинского в современном образовании
  5. К. Д. Ушинский о подготовке педагогов и современное педагогическое образование
  6. С чего началась русская педагогика: идеи К. Д. Ушинского
  7. К. Д. Ушинский: от педагогической метафизики к педагогической теории
  8. Наследие К. Д. Ушинского и современность
  9. К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях»
  10. Наследие К. Д. Ушинского в контексте российской культуры
  11. Реализация идей К. Д. Ушинского в педагогическом образовании: ответ на вызовы трансформирующегося общества
  12. «Наследие К. Д. Ушинского и воспитание детей с особенностями развития»
  13. Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность
  14. Педагогические идеи К.Д.Ушинского в аспекте современного образования и воспитания
  15. «Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского для студенчества, молодёжи и школьников»
  16. К. Д. Ушинский и русское национальное образование: психолого- педагогический аспект

Участники обсудили пути актуализации научно-педагогического наследия К.Д. Ушинского, осмысления идей научной школы педагогики в России, рассмотрели лучшие практики духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, методики обучения русскому языку. В ходе конференции также представлены результаты передовых научных исследований ведущих ученых и специалистов в области педагогики и психологии образования.

Конференция входит в цикл юбилейных мероприятий РАО, приуроченных к проведению Года педагога и наставника в Российской Федерации, 80-летию Российской академии образования и 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.