РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Завершилась ежегодная Международная школа молодых ученых

В этом году ежегодная Международная школа молодых ученых, проходящая при поддержке Российского научного фонда была посвящена индивидуальным различиям в обучении и развитии, изучаемым с помощью междисциплинарных исследований. Мероприятие было организовано факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при участии представителей Российской академии образования в дистанционном формате.

Международная школа молодых ученых «Индивидуальные различия в обучении и развитии: междисциплинарные исследования» ориентирована на профессиональный рост молодых ученых, аспирантов и студентов, исследовательские интересы которых сфокусированы в сфере наук об образовании. В работе школы приняли участие 35 молодых ученых, аспирантов и студентов из Российской академии образования, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Психологического института РАО, Института биохимии и генетики Уфимского Научного центра РАН, Южно-Уральского государственного университета, Белгородского государственного национального исследовательского университета, Башкирского государственного университета, Удмуртского государственного университета и другие.

Ведущие российские и зарубежные ученые в области психологии, нейронауки, психогенетики, молекулярной генетики прочитали лекции, объединенные проблематикой междисциплинарного изучения индивидуальных различий в обучении и развитии. Работу школы открыл академик РАО Сергей Борисович Малых, который в своем выступлении отметил важность изучения проблемы индивидуальных различий в обучении и подчеркнул необходимость междисциплинарного характера исследований с участием детей школьного возраста.

В докладе профессора Натальи Борисовны Шумаковой большое внимание уделялось практической работе со школьниками: была представлена модель творческого междисциплинарного обучения и обоснованы преимущества ее применения в системе общего образования.

Проблема социально-эмоционального благополучия на протяжении всей жизни человека нашла отражение в лекции руководителя лаборатории исследований психического здоровья Университета Сассекса Дарьи Гайсиной.

Доклад исследователя Университета Оксфорда Вячеслава Каролиса был посвящен методам анализа активности мозга у младенцев (в первые месяцы жизни) и еще не родившихся детей (в утробе матери).

В лекции члена-корреспондента РАО Эльзы Камилевны Хуснутдиновой и кандидата биологических наук Ренаты Фануровны Еникеевой представлены современные достижения и перспективы молекулярно-генетических исследований когнитивного развития в норме и патологии.

Особенности когнитивного развития в дошкольном возрасте были описаны в докладе члена-корреспондента РАО Александра Николаевича Вераксы и кандидата психологических наук Дарьи Алексеевны Бухаленковой.  

Доктор Людмила Люцко из Института здоровья Испании познакомила слушателей школы с феноменом проприоцепции – ощущением относительного положения частей тела и их движений, рассказала об актуальности междисциплинарного изучения этого психологического феномена на протяжении всей жизни человека, и представила результаты ключевых миокинетических исследований. Проблематика доклада Марка Лейкина из Университета Хайфы связана с исследованиями процесса творческого мышления и спецификой методов изучения инсайта.

Научную и общественную значимость лонгитюдных исследовательских проектов, направленных на изучение фундаментальной проблемы соотношения когнитивного развития и обучения, подчеркнула в своем докладе член-корреспондент РАО Татьяна Николаевна Тихомирова. Ею были представлены результаты проекта «Российское лонгитюдное исследование академической успешности», полученные коллективом авторов под руководством С.Б. Малых и опубликованные при финансовой поддержке Российского научного фонда в ведущих научных изданиях “Developmental Science”, “Plos One”, “Frontiers in Psychology”, “Behavioral Sciences”, «Психологический журнал», «Вопросы психологии» и других. Лонгитюдное исследование творческого мышления школьников представила профессор Елена Игоревна Щебланова, отметив сложности организации лонгитюдных проектов в сфере творческого развития школьников.

Выступления преподавателей школы вызвали большой интерес слушателей. Участники школы задавали вопросы, дискутировали с преподавателями школы и неоднократно отмечали о необходимости объединения исследовательских ресурсов специалистов, работающих в различных научных сферах, но разрабатывающих одну фундаментальную научную проблему – проблему индивидуальных различий в психическом развитии и обучении.