РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: М.Н. Стриханов

Заседание бюро Отделения профессионального образования РАО

10 октября 2018 года состоялось заседание бюро Отделения профессионального образования Российской академии образования. На нем был заслушан доклад академика РАО, д. физ.-мат. н., профессора, ректора ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет» Михаила Николаевича Стриханова «О практико-ориентированной подготовке рабочих кадров и линейного инженерного персонала. Роль WorldSkills».

Для новой высокотехнологичной экономики характерно появление новых профессий и направлений профессиональной деятельности (блокчейн-технологии, виртуальная и дополненная реальность, большие данные, инженерия космических систем, квантовые технологии и др.), стирание граней между инженерными специальностями и рабочими профессиями, изменение «содержания» профессий за счет внедрения новых технологий, формирование требований не только к качеству продукта, но и к технологичности его достижения, времени, затраченному на получение результата, глобализация рынков, интернационализация требований к компетенциям профессионалов, требующая сопоставимости квалификаций сотрудников.

Стриханов М.Н.
Заседание бюро
Заседание бюро 6
Заседание бюро 2
Заседание бюро 7
Заседание бюро 1
А.К. Орешкина
Михаил Николаевич Стриханов

В своем выступлении М.Н. Стриханов подчеркнул, что интенсивное развитие техники и технологий влияет на систему подготовки инженерных квалифицированных рабочих кадров, которая столкнулась с рядом проблем, таких как: отсутствие баланса между фундаментальной и базовой подготовкой и практико-ориентированным обучением; разрыв между профессиональным образованием и требованиями промышленности на подготовку кадров; устаревшее оборудование и технологии обучения и др.

Президент и Правительство России поставили задачу реформирования высшего инженерного и среднего профессионального образования в соответствии с актуальными потребностями индустрии на основе лучших мировых практик и международных стандартов. Особая роль в решении этой задачи уделяется включению национальной образовательной системы в международное движение WorldSkills.  Михаил Николаевич отметил, что одним из важных критериев качества подготовки инженерного персонала и рабочих кадров планируется установить участие региональных и отраслевых команд в национальных и отраслевых чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills.

«При участии государственных корпораций и акционерных обществ предусмотрены специальные меры по созданию необходимой инфраструктуры для массовой подготовки инженерных и рабочих кадров по стандартам WorldSkills. Предполагается внедрить демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills в систему среднего профессионального и высшего инженерного образования», – сказал М.Н. Стриханов.

По мнению ректора МИФИ подключение университетов к движению WorldSkills имеет большое значение. «Для университетов – это независимое подтверждение способности вуза подготовить выпускника, имеющего практические компетенции мирового уровня, дополнительная возможность взаимодействия с крупнейшими корпорациями и предприятиями. Для выпускников – получение профессиональных компетенций и умений для трудовой деятельности на предприятии, повышение интереса к выбранной специальности и работодателю, гарантия трудоустройства (для лучших выпускников). Для предприятий – трудоустройство кадров, соответствующих мировым стандартам профессионализма, сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии, снижение затраты на дополнительное обучение, повышение производительности труда, качества услуг и продукции», – заключил Михаил Николаевич

В завершении выступления Михаил Николаевич Стриханов ответил на вопросы коллег. По результатам заседания бюро Отделения профессионального образования РАО составило постановление.