РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: заседание бюро

Заседание бюро Отделения общего среднего образования

29 мая 2018 года состоялось заседание бюро Отделения общего среднего образования Российской академии образования, на котором был заслушан доклад кандидата педагогических наук, руководителя Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Галины Сергеевны Ковалевой «Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования)».

В указе Президента России Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. В целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Г.С. Ковалева проанализировала результаты международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA) за 2015-2016 гг., обратив особое внимание на потенциальные возможности развития системы российского образования и отдельные проблемные области. Именно результаты исследований PIRLS, TIMSS, PISA были включены в качестве целевых показателей качества образования страны, отраженных в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.

По мнению автора доклада основными ориентирами для оценки качества общего образования в России могут служить национальные стандарты – планируемые результаты, заданные в Федеральных государственных образовательных стандартах, и международные стандарты – образовательные результаты, заданные в международных документах, среди которых автор выделяет «Навыки XXI века» и концептуальную рамку образовательных результатов ОЭСР 2030.

Россия по-разному позиционируется в существующих рейтингах качества образования в зависимости от критериев оценки и методик подсчета. По двум основным рейтингам: индексу уровня образования и рейтингу эффективности национальных систем образования группы Пирсон, которые рассчитываются на основе уровня грамотности населения и с учетом результатов стран в исследованиях PISA, TIMSS и PIRLS, российская система образования в 2016 году занимала 34 место как по первому рейтингу (из 188 стран), так и по второму рейтингу (из 50 стран).

Без имени-7
Без имени-4
Без имени-10
Без имени-2
Без имени-9
Без имени-1
Без имени-6

Галина Сергеевна Ковалева считает, что основной причиной невысокого рейтинга России являются низкие результаты российских учащихся 15-летнего возраста практически по всем областям функциональной грамотности, выявленные в исследовании PISA, в которых проявилась недостаточная сформированность у учащихся способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями – поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. Данная причина в основном связана с особенностями организации учебного процесса в российских школах, его преимущественной ориентации на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в демоверсии или банки заданий ОГЭ и ЕГЭ.  По мнению автора, следует также отметить недостаточную подготовку учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов.

На данную причину ссылаются и авторы исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», делая вывод о том, что Россию ждет дефицит специалистов, способных выполнять аналитическую и творческую работу. Авторы исследования объясняют этот квалификационный разрыв на рынке труда несколькими причинами, в том числе, особенностями системы образования, готовящей преимущественно работников для выполнения типовых задач и падением престижа профессий, требующих сложного обучения.

Один из важных выводов международных исследований состоит в том, что нельзя указать какое-либо одно ключевое направление или ключевую характеристику, воздействуя на которое можно добиться качественного улучшения всех результатов. Необходимо рассматривать действие различных факторов в системе, учитывать множественные корреляции. Так, в частности, важное значение имеет выявленная в исследовании PISA закономерность об эффективности инвестиций в образование – рост общих затрат на одного учащегося далеко не всегда приводит к повышению результатов.

Для стран, чьи затраты на образование одного ребёнка в течение 10 лет (с 6 до 15 лет) составляют меньше 50 000 USD (например, для таких стран как Болгария, Мексика, Турция), справедлива линейная зависимость, при которой рост инвестиций в образование сопровождается приростом образовательных результатов в соответствии с линейным законом.

Для стран, чьи затраты на образование одного ребёнка в течение 10 лет (с 6 до 15 лет) составляют больше 50 000 USD (например, для таких стран как Швеция, Франция, Португалия, Польша и др.), зависимость между объёмом затрат и результатами носит более сложный характер. В этих странах для получения более высоких результатов нужно наращивать не только объём инвестиций в образование, но и повышать эффективность их использования. Например, вкладывать в такие направления, которые дают бóльший эффект.

Для России этот вывод имеет особое значение, учитывая тот факт, что в стране практически полностью исчерпаны возможности линейного роста.

Автор доклада считает, что решить проблему повышения качества образования можно только:

– при системных комплексных изменениях в учебной деятельности учащихся: перехода от решения типичных стандартных задач, к творческим задачам, формирующим навыки;

– переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками XXI века» – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Основными механизмами реализации данной задачи могут стать:

1) обновление учебных и методических материалов;

2) целенаправленное повышение квалификации учителей (по данным проблемам);

3) введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием инструментария, подобного PISA.

Анализ полученных данных показывает, что в России одним из направлений, обеспечивающих бóльшую отдачу вложенных средств, являются системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей, в частности, обучение их методам более эффективного использования учебного времени не только на уроках, но и после обязательных занятий в школе. Российская система образования, несмотря на возросшие инвестиции, всё ещё ориентирована на трудозатратную педагогику. По данным исследования PISA-2015 российские учащиеся тратят на обучение после школы значительно больше времени, чем их сверстники из стран ОЭСР при несколько меньших затратах на учебные занятия в школе.

Галина Сергеевна Ковалева считает, что необходимо уделить особое внимание при реализации поставленных трех задач группе учащихся с наивысшими академическими результатами. За последние годы повышение качества образования в основной школе происходило в основном за счет повышения результатов слабой группы учащихся и уменьшения их общего числа.

Положительным потенциалом будущих преобразований может стать эффект введения ФГОС основной и старшей школы. Введение ФГОС начального образования позитивно отразилось в значительном повышении результатов учащихся начальной школы за период с 2011 по 2015 годы.

Доклад вызвал живой отклик и бурное обсуждение среди присутствующих на заседании, по результатом которого бюро Отделения общего среднего образования РАО составило соответствующее Постановление.