РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Юрий Зинченко: «Мы или остаемся в «интернет-джунглях», или переходим к цивилизованному цифровому обществу»

16 апреля 2019 года президент Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ Юрий Зинченко выступил на заседании президиума РАН с докладом, посвященным искусственному интеллекту как инструменту психического развития, эффективных образовательных технологий и этического регулирования в цифровом обществе. 

Прежде всего Зинченко подчеркнул, что изучение одного лишь мозга, без среды, в которой он находится создает неполное представление о его системе функционирования.

Ю.П. Зинченко рассказал о положительном опыте использования искусственного интеллекта в гуманитарных и социальных науках за рубежом и в отечественной практике, на примере проекта факультета психологии и механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по моделированию функциональных состояний человека с использованием суперкомпьютерных вычислений под руководством В.А. Садовничего.

Вместе с тем, Зинченко выделил риски, которые возникают для детей в цифровом обществе. По его мнению, это прежде всего:

  • деформация традиционных форм социализации ребенка и подростка;
  • противоречия формирования естественной и сетевой идентичности;
  • новые формы зависимого поведения: игровая и интернет-зависимость;
  • новые асоциальные формы поведения: киберагрессия, кибербуллинг, «группы смерти», суицидальное и аутодеструктивное поведение;
  • вовлечение молодежи в асоциальные сообщества (ксенофобия, экстремизм, терроризм);
  • рост отклонений психического и физического развития из-за чрезмерного использования гаджетов (анорексия, булимия, дисморфомания, нарушения опорно-двигательного аппарата).

«Проблема не в том, что опасность существует. Все новое имеет две стороны медали, но мы не до конца готовы на уровне родителей и педагогов компетентно минимизировать возникающие в цифровой среде риски», – сказал президент Академии.

По мнению Ю.П. Зинченко возможности искусственного интеллекта позволяют сформировать индивидуализированные траектории обучения, благодаря которым учащиеся смогут максимально эффективно освоить школьную программу.

«При всем том, что наука должна помогать лечению и реабилитации, основное усилие все же необходимо направить на профилактику и предупреждение возможных заболеваний у детей и подростков в связи с новыми возможностями, которые таит в себе цифровая среда», – подчеркнул он.

В ходе выступления Юрий Зинченко затронул вопросы этического регулирования в цифровом обществе.

«Это вопрос на выживание: мы или остаемся в «интернет-джунглях», или переходим к цивилизованному цифровому обществу. Без развития и принятия ценностного ядра цифрового общества, мы не сможем говорить о цифровой морали, этике, поэтому необходима своего рода хартия», – заключил Зинченко.

Фото: Научная Россия