РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Возможности и образовательный потенциал предметной области «Математика и информатика»

В среду, 21 апреля 2021 года под председательством и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО Бориса Анатольевича Карева в дистанционном формате прошло заседание бюро отделения общего среднего образования Российской академии образования, участники которого обсудили возможности и образовательный потенциал предметной области «Математика и информатика», проблемы преемственности предметных достижений обучающихся и формирования функциональной грамотности школьников при изучении математики и информатики.

Академик Российской академии образования Николай Дмитриевич Подуфалов отметил, что задачи повышения качества математического и естественнонаучного образования должны стать приоритетом для системы образования. «Математика, и связанная с ней информатика должны сыграть ключевую роль в решении задач цифровой трансформации общества и образования, создании системы искусственного интеллекта, обеспечении информационной безопасности», – считает Николай Дмитриевич.

«Математическое образование строится, в первую очередь, на решении задач моделирования, но современная российская школьная математика в малой степени учит математически рассуждать и моделировать. В обычной школе, в алгебре мы всё ещё занимаемся решением однообразных и малоинтересных задач, которые не развивают логику, а в геометрии мы учим ребенка заучивать доказательство, вместо поиска собственных способов доказательств, – считает заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов МГУ имени М. В. Ломоносова, академик РАН и РАО Алексей Львович Семёнов. – Парадокс математического образования состоит в том, что во многих странах мира, включая Россию, дети теряют интерес к математике несмотря на то, что она становится всё более значимым элементом современной жизни».  

В качестве проблем математического школьного образования Алексей Львович выделил недостаточную мотивацию обучающихся, оторванность школьной математики от математических потребностей современного мира и снижение престижности научно-технологических профессий.

О формировании функциональной грамотности у московских школьников рассказала старший методист Городского методического центра Департамента образования Москвы Татьяна Вениаминовна Новикова.  В школах Москвы активно используют возможности городских образовательных проектов, таких как Московская электронная школа, Урок в Москве, Учебный день в музее, День конвергентного урока и Математическая вертикаль, для детей, которые проявляют способности к математике и готовы заниматься ею на углублённом уровне. Также, Департамент образования Москвы ежегодно проводит городской фестиваль «Школа успеха» и деловую игру «Математическое моделирование».