РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Возможности и образовательный потенциал предметной области «Иностранные языки»

30 марта 2021 года в дистанционной форме состоялось расширенное заседание бюро отделения общего среднего образования Российской академии образования, участники которого обсудили возможности и образовательный потенциал предметной области «Иностранные языки».

Открывая заседание, и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО, член-корреспондент РАО Борис Анатольевич Карев отметил, что на сегодняшний день общественное мнение разделилось: одни считают, что иностранный язык способствует развитию интеграционных процессов, другие – что глобализация может привести к утрате национальной самобытности и культурного суверенитета.

Заместитель президента РАО Игорь Сергеевич Павлов отметил, что преподавание иностранного языка в школе должно быть тесно взаимосвязано с литературой, географией и историей родной страны. «В московских школах сегодня реализуется практика, когда ученики активно используют английский язык при работе с музейными артефактами, например, разбирая тексты соглашения по ленд-лизу между СССР и союзниками во время Великой Отечественной войны», – отметил он.

На расширенном заседании бюро отделения общего среднего образования РАО выступили ученые, занимающиеся проблематикой обучения иностранным языкам. Они обсудили цель, задачи и содержание обучения предметной области «Иностранные языки», воспитательную и поликультурную роли языка, место иностранных языков в цифровой медиасреде и проблему преемственности предметных достижений обучающихся.

Профессор РАО, профессор кафедры английской филологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета и кафедры германистики и лингводидактики Московского городского педагогического университета Марина Ростиславовна Желтухина рассказала об образовательном потенциале предметной области «Иностранные языки» с учетом государственных инициатив в сфере образования. По её словам, при изучении иностранных языков главными сложностями для социума являются стихийный характер электронной образовательной среды, который не учитывает на системном уровне личностные и культурные особенности учащихся, а также недостаточный уровень реализации возможностей виртуальной академической мобильности учащихся и использования цифровых технологий и онлайн-курсов для обучения иностранным языкам. «Преподавание иностранных языков должно ориентироваться на многовариативность, опираться на цифровые образовательные ресурсы и информатизацию», – считает Марина Ростиславовна.

Старший научный сотрудник лаборатории общего филологического образования Института стратегии развития образования РАО Мерем Забатовна Биболетова рассказала о концепции предметной области «Иностранные языки» как стратегии развития иноязычного образования в российской школе. Как один из авторов документа, она отметила, что в нем определены цели, задачи и основные направления реализации как стратегии развития иноязычного образования в России на ближайшие годы. «Концепция призывает зафиксировать содержание иноязычного образования, сохранить и улучшить условия обучения иностранным языкам: раннего начала обучения, оптимальной учебной нагрузки, возможности выбора уровня подготовки или изучения второго иностранного языка, – отметила Мерем Забатовна. – В документе выделены проблемы методического, организационного и кадрового характера, указаны возможные пути их решения».

Старший методист Городского методического центра Департамента образования Москвы Ольга Андреевна Алексеева рассказала о тенденциях и перспективах преподавания иностранных языков в школах Москвы. «В московских школах при обучении иностранным языкам задается приоритет на цифровизацию и индивидуализацию обучения, формированию системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, непрерывному повышению квалификации учителей, – подчеркнула Ольга Андреевна. – Реализация федерального и регионального компонента образования происходят в рамках городских образовательных проектов, таких как Московская электронная школа и предпрофессиональное образование. Городские образовательные проекты и ресурсы нацелены на методическую поддержку и профессиональное развитие учителей, что особенно было важно во время дистанционного обучения школьников».

О важности поддержки международного образовательного сотрудничества в условиях дистанционного обучения рассказала доцент кафедры восточных языков Тихоокеанского государственного университета Ольга Олеговна Шаламова. Она отметила, что одной из основных тем разговора в профессиональной среде является построение возможных сценариев будущего высшего образования, как стратегии реальных действий отдельных университетов, так и мировой вузовской системы в целом.  «В высшем образовании в условиях пандемии наметился ряд направлений для изменений. Мы стали чаще говорить о гибридном обучении, новых подходах к общественным и гуманитарным наукам в ситуации кризиса, о будущем классического университета в кризисный и посткризисный период и роли «пандемического» кризиса в трансформации высшего образования, – сообщила Ольга Олеговна. – Это все приводит к пересмотру стратегии международного образовательного сотрудничества, уже с учетом возможности повторения ситуаций глобального кризиса. Прежде всего, изменения коснутся целей организации обучения за рубежом и ее форматов».

Профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Владимир Борисович Кошаев отметил культурологическое и языковое разнообразие народов России и призвал учитывать при обучении иностранным языкам региональные и территориальные особенности.  

Профессор Дальневосточного федерального университета Михаил Юрьевич Швецов рассказал об актуальности реализации потенциала образовательной политики России в аспекте предметной области «Иностранные языки».  По мнению Михаила Юрьевича, эффективность потенциала иностранных языков в образовательном пространстве России возрастет только при дальнейшем формировании и актуализации продуманной и научно обоснованной корректировки государственных образовательных стандартов и образовательных программ учебных заведений. «При обучении иностранному языку необходимо обратить внимание на знание иностранного языка учащимися в отдельной области и дать возможность обучения или прохождения стажировки в учебных заведениях других стран», – сказал Михаил Юрьевич.

Заседание, посвященное обсуждению возможностей и образовательного потенциала предметной области «Иностранные языки» стало первым в череде заседаний бюро Отделения по направлениям, охватывающим предметные области образовательного пространства Российской Федерации по уровням начального общего, основного общего и среднего общего образования.