РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Влияние университетских рейтингов на систему высшего образования страны обсудили члены Академии

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции Российская академия образования одна из первых перешла на дистанционный режим работы. Так, очередное заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования прошло в формате видеоконференции, на которой члены Академии обсуждали влияние рейтингов университетов на систему высшего образования.

Открывая заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, и.о. академика-секретаря Отделения, академик РАО Михаил Львович Левицкий отметил, что в майских указах 2012 года Президент России Владимир Владимирович Путин поставил задачу вхождения не менее 5 российских университетов в число 100 лучших университетов мира по метрикам ведущих рейтингов к 2020 году.

С докладом по теме выступила профессор РАО, доктор педагогических наук, заместитель директора Института стратегии развития образования Российской академии образования Екатерина Вячеславовна Бебенина, которая отметила, что результаты исследований рейтинга университетов могут быть использованы для решения ряда задач в нескольких направлениях национального проекта «Образование». В частности, речь шла о задаче повышения конкурентоспособности профессионального образования в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы», программы «Глобальная конкурентоспособность высшего образования» и федерального проекта «Экспорт образования».

Докладчик представила анализ методики составления рейтингов QS World University Rankings, The Academic Ranking of World Universities и Мирового рейтинга университетов Times Higher Education.

«Среди показателей трех самых популярных систем рейтингования ни один показатель не говорит о качестве организации процесса образования, технической и материальной оснащенности, преподавательском мастерстве или хотя бы преподавательском стаже профессорско-преподавательского состава. Однако нельзя отрицать, что эти показатели характеризуют университет с определенной стороны. Фактически, мировые рейтинги пытаются оценить научную деятельность и бренды университетов», – считает Е.В. Бебенина.

По словам Екатерины Вячеславовны, в методологиях университетских рейтингов не учитываются социально-экономические условия стран и регионов. Как университет не может развиваться в отрыве от социальных, экономических, политических и других условий, так и стратегии развития университетов не могут составляться без учета специфики, сильных и слабых сторон страны и региона.

Участники встречи выразили мнение о том, что использование рейтингов стран и регионов позволяет выявлять скрытые зависимости в развитии государств и территорий, проверять гипотезы причин этих зависимостей, сопоставлять уровень развития университетов с развитием государств на примере уровня инноваций.

Проблематика влияния рейтингов университетов на систему высшего образования в целом и в частности на качество образования вызвала большой интерес и широкую дискуссию среди участников.