В Российской академии образования обсудили развитие креативности при изучении естественных наук

Меню раздела

30 января на заседании бюро Отделения общего среднего образования РАО Павел Оржековский, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий МПГУ выступил с докладом, посвященным развитию креативности при изучении естественных наук (на примере обучения химии).

Академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО Виктор Дронов, открывая заседание бюро, отметил важность доклада и обсуждения креативности при обучении.

Павел Оржековский особенно подчеркнул, что одним из важнейших условий выполнения ФГОС ООО является обучение творческому познанию реальности.

«Повышение осознанности формируемых знаний и творческое познание реальности имеют один и тот же механизм – рефлексию во всех ее проявлениях. С этой точки зрения, достижение высокого качества формируемых знаний невозможно без развития у учеников компетенций, связанных с рефлексивным переосмыслением мыслительных стереотипов, что и является, в соответствии с современными психологическими исследованиями Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Д.В. Ушакова и др., одним из основных механизмов креативных процессов познания реальности», – считает П.А. Оржековский.

По мнению ученого, творческое развитие молодых людей приведет к увеличению числа способных к креативному поиску и самоорганизации своей трудовой деятельности в нестандартных условиях. Павел Александрович подчеркнул, что этому направлению большое внимание в своих работах уделял академик РАО В.Г. Разумовский. Так, он выступал за то, чтобы изучение физики на уроках превратились в исследования природы. Под его руководством были созданы курсы физики и практикумы, ориентированные на исследовательскую деятельность учеников.

Завершая выступление, П.А. Оржековский отметил, что в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла целесообразно соблюдать оптимальное соотношение задач и заданий, нацеленных как на повышение качества обученности, так и на развитие креативных компетенций; организация творческого познания реальности позволяет повысить качество знаний учеников за счет развития у них исследовательской мотивации и познавательных способностей личности; творческое познание реальности на предметах естественнонаучных дисциплин позволяет повысить у молодых людей рефлексивность во всех её проявлениях, что создает объективные кадровые предпосылки и ресурсы для устойчивого развития общества, в том числе в условиях нарастания рисков цифровой и технотронной революции.

Заслушав и обсудив доклад Павла Оржековского, члены Бюро отделения общего среднего образования РАО отметили актуальность и перспективность обсуждаемой темы и рекомендовали расширить исследование в предметном и территориальном аспектах.