РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В Российской академии образования обсудили развитие креативности при изучении естественных наук

30 января на заседании бюро Отделения общего среднего образования РАО Павел Оржековский, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий МПГУ выступил с докладом, посвященным развитию креативности при изучении естественных наук (на примере обучения химии).

Академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО Виктор Дронов, открывая заседание бюро, отметил важность доклада и обсуждения креативности при обучении.

Павел Оржековский особенно подчеркнул, что одним из важнейших условий выполнения ФГОС ООО является обучение творческому познанию реальности.

«Повышение осознанности формируемых знаний и творческое познание реальности имеют один и тот же механизм – рефлексию во всех ее проявлениях. С этой точки зрения, достижение высокого качества формируемых знаний невозможно без развития у учеников компетенций, связанных с рефлексивным переосмыслением мыслительных стереотипов, что и является, в соответствии с современными психологическими исследованиями Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Д.В. Ушакова и др., одним из основных механизмов креативных процессов познания реальности», – считает П.А. Оржековский.

По мнению ученого, творческое развитие молодых людей приведет к увеличению числа способных к креативному поиску и самоорганизации своей трудовой деятельности в нестандартных условиях. Павел Александрович подчеркнул, что этому направлению большое внимание в своих работах уделял академик РАО В.Г. Разумовский. Так, он выступал за то, чтобы изучение физики на уроках превратились в исследования природы. Под его руководством были созданы курсы физики и практикумы, ориентированные на исследовательскую деятельность учеников.

Завершая выступление, П.А. Оржековский отметил, что в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла целесообразно соблюдать оптимальное соотношение задач и заданий, нацеленных как на повышение качества обученности, так и на развитие креативных компетенций; организация творческого познания реальности позволяет повысить качество знаний учеников за счет развития у них исследовательской мотивации и познавательных способностей личности; творческое познание реальности на предметах естественнонаучных дисциплин позволяет повысить у молодых людей рефлексивность во всех её проявлениях, что создает объективные кадровые предпосылки и ресурсы для устойчивого развития общества, в том числе в условиях нарастания рисков цифровой и технотронной революции.

Заслушав и обсудив доклад Павла Оржековского, члены Бюро отделения общего среднего образования РАО отметили актуальность и перспективность обсуждаемой темы и рекомендовали расширить исследование в предметном и территориальном аспектах.