РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В РАО прошла апробация программы профилактики суицидального поведения детей и подростков в интернете

В ноябре этого года ученые РАО и преподаватели факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с 360 психологами и педагогами из 83 субъектов РФ впервые организовали апробацию образовательных модулей уникальной программы повышения квалификации «Психологическая профилактика суицидального поведения детей и подростков с использованием интернет-ресурсов». Программа апробации включала идеи и положения, разработанные факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в сотрудничестве с РАО.

И.о. президента РАО Юрий Зинченко отметил особый вклад программы в решение актуальных проблем цифрового общества и в частности детства: «Сейчас особенно важно обучить специалистов-психологов осуществлять квалифицированную помощь учащимся, оперируя теми средствами и методами, которые являются наиболее адекватными в современном цифровом мире. Данная программа повышения квалификации может и должна стать отправной точкой в развитии качественной психологической помощи и профилактики суицидального поведения с использованием цифровой среды, которая в наше время стала наиболее привлекательной и вместе тем опасной для детей и подростков».

Основными направлениями программы также стали положения, выраженные в «Концепции развития психологической службы в системе образования в период до 2025 года» и «Концепции информационной безопасности детей и подростков», являющиеся необходимым условием успешности решения сложных и актуальных задач по подготовке высококвалифицированных специалистов-психологов, осуществляющих адресное психологическое воздействие с целью профилактики суицидального поведения и проведения профессионально грамотной кризисной интервенции.

Слушатели отметили высокий уровень организации данной программы, основанной на актуальных исследованиях ведущих научных школ факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Российской академии образования. Участники особо отметили актуальность и эффективность практикумов, в ходе которых ими был получен уникальный практический опыт анализа аккаунтов пользователей соцсетей, кибер-угроз и онлайн-рисков, а также обобщены основные признаки деструктивного поведения детей и подростков.

Повышение квалификации
Апробация образовательных модулей
3
Психологическая профилактика суицидального поведения детей
1

В письменных отзывах участники отметили высокий уровень преподавания ведущих специалистов факультета психологии МГУ и РАО: члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора Ольги Карабановой, осветившей проблему развития детей и подростков в современном обществе, возрастных особенностей восприятия информационной продукции и возрастной маркировки как условия обеспечения информационной безопасности детей и подростков. Актуальные проблемы детской и подростковой клинической психологии, причин, феноменологии саморазрушающего и суицидального поведения раскрыли доктор психологических наук, профессор Александр Тхостов, кандидат психологических наук, доцент Леонора Печникова, кандидат психологических наук Андрей Рыжов. Об организации психиатрической помощи в реализации задач профилактики суицидального поведения детей и подростков рассказал доктор медицинских наук Георгий Костюк. Виды, феноменология и причины девиантного поведения детей и подростков, включая игровую и компьютерную зависимость, были представлены кандидатом психологических наук, доцентом Сергеем Молчановым. Также член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Галина Солдатова рассказала  о проблемах цифровой социализации детей и подростков в современном обществе, профилактике онлайн рисков и обеспечении интернет безопасности детей и подростков. Доктор психологических наук, профессор Галина Ефремова рассказала о факторах и коммуникативных маркерах суицидального поведения в социальных сетях. Психологические особенности общения детей и подростков в социальных сетях были проанализировал кандидатом психологических наук, доцентом Александром Рикелем. С методами саморегуляции и профилактики эмоционального выгорания педагогического и административного состава образовательных организаций слушателей ознакомила доктор психологических наук Валентина Барабанщикова.

После завершения обучения, участники апробации программы прошли итоговую контрольную проверку знаний. Всем, кто успешно прошел испытание, были вручены сертификаты об окончании программы.

Проект «Разработка и апробация профессиональных программ для обеспечения системы комплексной антисуицидальной интернет-профилактики» включающий апробацию образовательных модулей программы повышения квалификации «Психологическая профилактика суицидального поведения детей и подростков с использованием интернет-ресурсов» на базе Российской академии образования реализуется по заказу Министерства просвещения и Совета безопасности РФ. Этот проект поможет в решении острой проблемы, с которой столкнулось современное общество.

В Указе Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», подписанном 9 мая 2017 года, подчеркивается, что стратегия призвана способствовать обеспечению безопасной информационной среды для детей (п.25).

Необходимым условием успешности реализации стратегии является подготовка высококвалифицированных специалистов-психологов для осуществления адресной психологической помощи с целью предупреждения суицидального поведения, проведения кризисной помощи, организации межведомственного взаимодействия для реабилитации и ресоциализации детей и подростков из групп повышенного внимания.