РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: заседание бюро

В РАО обсудили развитие системы поликультурного образования и опыт подготовки научно-педагогических кадров

16 января в Российской академии образования прошло заседание бюро Отделения профессионального образования, на котором обсуждались доклады, посвященные проблемам и перспективам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации и развитию системы поликультурного образования на примере Республики Адыгея.

Владислав Сериков, д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» представил доклад «Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации: проблемы и перспективы».

В.В. Сериков отметил, что кризисное состояние аспирантуры – одна из стратегически значимых проблем российского научного сообщества. «Подтвердить это может рост количества аспирантов, не защитившихся в установленный срок, снижение качества диссертационных исследований, наличие в них плагиата и существующая практика выполнения научно-исследовательских работ что называется «на заказ», – подытожил Владислав Владиславович.

Докладчик рассказал об опыте подготовки кадров высшей квалификации на примере научных специальностей, связанных с исследованием проблем образования и предложил присутствующим обсудить выработанные концептуальные положения, направленные на повышение качества диссертационных исследований.

Валерий Мозгот, заслуженный деятель науки Республики Адыгея, руководитель магистерской программы «Художественная культура и виды искусства» Адыгейского государственного университета, д.п.н., профессор выступил с сообщением «Развитие системы поликультурного образования на современном этапе (на материале Республики Адыгея)».

Одним из главных тезисов доклада В.Г. Мозгот стала мысль о том, что в соответствии с задачами Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы влияние вузов на экономику регионов и отраслей, с которыми связаны приоритетные направления развития, должно осуществляться с одной стороны, через доведение результатов научных исследований до общемировых стандартов, с другой – до реальных потребностей производства и социальной практики.  

По мнению выступающего, многие научно-исследовательские и опорные вузы оказались внутри противоречивых требований государственной политики, актуализированных в дорожной карте научных сотрудников и преподавателей. Именно поэтому каждый вуз должен определиться в своём тематическом плане с приоритетными задачами собственной научной и экономической деятельности, отвечающей и требованиям государства и потребностям региона.  

«Для достижения инновационного характера деятельности вуза необходимы «опережающие» научные достижения, направленные, в том числе и на региональное промышленное производство. Для этого во многих региональных вузах были образованы инкубаторы, включающие научные лаборатории, где студенты могли бы попробовать свои силы и исследовательские проекты, направленные на улучшение экономического состояния региона», – подчеркнул В.Г. Мозгот.

Валерий Георгиевич отметил, что система поликультурного образования Адыгеи вполне естественно вписана в систему профессионального образования России. В учебном процессе вузов Республики Адыгея значительное внимание уделяется поликультурному образованию студентов как системе обучения и воспитания, опирающейся на знание культурных, этнических и религиозно-конфессиональных специфических особенностей обучающихся. Это обусловлено, в том числе, и постоянно возрастающим количеством студентов из ближнего и дальнего зарубежья. Так на сегодняшний день в одном лишь Адыгейском государственном университете (АГУ) проходят обучение 1600 студентов из 30 стран дальнего и ближнего зарубежья – Афганистана, Алжира, Ирака, Камеруна, Китая, Монголии, Пакистана, Сирии и других. Наибольшее представительство Туркмении – свыше 800 студентов.

Валерий Мозгот поделился опытом Адыгейского госуниверситета в решении проблем поликультурного образования студентов и рассказал о программе «Художественная культура и виды искусства», которая стала победителем конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России» (Best Educational Programmes of Innovative Russia, 2014).

Заслушав и обсудив доклады бюро Отделения профессионального образования Российской академии образования вынесло Постановления (Постановление 1, Постановление 2).