РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В двухстороннем формате: ученые из России и Германии совместно с представителями блогосферы оценили границы социальной ответственности в сети

1 декабря на площадке Российской академии образования в двухстороннем формате представители научного сообщества, журналисты и блогеры в рамках круглого стола обсудили развитие цифровой медиасреды, её влияние и границы ответственности в сети. Мероприятие было организовано Академией совместно с факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Форума «Петербургский диалог».

С приветствием в адрес участников обратился президент Российской академии образования академик РАО, член российского Координационного комитета Форума «Петербургский диалог» Юрий Петрович Зинченко. Юрий Петрович отметил, что в век тотальной цифровизации, когда процессы перехода от аналоговых технологий становятся максимально быстрыми, необходимо остановиться и осмыслить те последствия, которые уже сегодня оказывают влияние на общество. «Мы задались целью узнать, как современная журналистика, новые медиа переходят в цифровой формат и какие новые задачи должна ставить перед собой медиапедагогика, чтобы сохранить уже наработанный опыт, а также развить новые форматы обучения. В этом контексте мы не могли обойти вниманием представителей блогосферы», — объяснил Юрий Петрович, отметив, что вопрос создания безопасной цифровой среды и связанные с ним вопросы этики, фейков и кибербуллинга все еще остаются открытыми.

Такое мнение поддержали и немецкие коллеги.  Член ученого совета Европейской академии наук и искусств, руководитель рабочей группы «Наука и образование» с германской стороны Форума «Петербургский диалог» Вильфред Бергман отметил, что дигитализация имеет как позитивные, так и негативные стороны: «В цифровой среде очень трудно помешать распространению негативных комментариев, фейкньюс, недостоверной информации, более того, у такой информации будет сразу же колоссальная аудитория. При этом никаких адекватных методов реагирования на такие проявления у нас на данный момент нет».

По мнению ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета, руководителя рабочей группы «Наука и образование» с российской стороны Форума «Петербургский диалог» Игоря Анатольевича Максимцева на тех, кого принято считать лидерами мнения возложена особая ответственность. «Сегодня любой человек, умеющий снять и загрузить в социальные сети то, что называют контентом, фактически формирует общественное мнение. И не всегда эти люди действуют согласно цивилизованным правилам. В этой связи, как отметил Игорь Анатольевич, вопрос о границах в цифровой среде остается самым актуальным и требует длительной проработки во всех сферах.

Модератором встречи выступила российский социолог и журналист, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова член-корреспондент РАО Елена Леонидовна Вартанова. В приветственном слове Елена Леонидовна отметила: «Сегодня медиа это уже больше, чем просто технологии, каналы, платформы, системы дистрибуции. Это особое социальное пространство, в котором проявляются свои институты, свои структуры и в котором существуют свои правила поведения и даже своя культура и, возможно, складывается своя этика, которая зачастую может отличаться от профессиональной или даже общечеловеческой», — заявила Елена Леонидовна.

 С докладом «Цифровая демократия и онлайн-образование» выступил Анатолий Степанович Пую, директор Института «Высшая школа журналистики» Санкт-Петербургского государственного университета. «Под цифровой демократией понимают новую форму демократии, при которой граждане участвуют в процессе государственного управления с помощью цифровых технологий», — объяснил Анатолий Степанович.

Как отметил ученый, развитие цифровой демократии в системе образования дает ряд преимуществ: обеспечение равного доступа к образовательным ресурсам, обеспечение транспарентности, общественного контроля, обратной связи между обучающимися и администрацией учебных заведений, возможностей для самоорганизации студенческого самоуправления. Вместе с тем внедрение цифровых технологий в образовательный процесс вызывает такие проблемы, как обеспечение безопасности, защита ресурсов от хакерских атак, несанкционированного доступа, фальсификации данных, распространение вредоносной или запрещенной законом информации во внутренних сетях учебных заведений, риск кибербуллинга студентов и преподавателей, нарушение дисциплины обучающимися при проведении дистанционных занятий. 

Референт по вопросам медиапедагогики Института медиапедагогики (Мюнхен) Ульрих Таузенд рассказал об опыте использования виртуальных игровых пространств для борьбы с фейкньюс и так называемой риторикой ненависти в сети. Проект Play Your Role, о котором рассказал господин Таузенд, реализуется при поддержке Европейского Союза и содержит в себе 15 концепций мастер-классов, основанных на игровых методах, направленных против риторики ненависти.

«Необходимо рассказывать людям о риторике ненависти и объяснять какие последствия она несет», — полагает Ульрих Тузенд. — «В рамках вузовского образования нужно развивать у учащихся навыки определения риторики ненависти и рассказывать о возможных способах борьбы с этой проблемой».

Секретарь союза журналистов России, автор одного из телеграмканалов Юлия Робертовна Загитова в рамках своего выступления попыталась ответить на вопрос: «почему журналисты отдают предпочтение работе над собственным блогом?».

Научные сотрудники кафедры журналистики I Католического университета Айхштетт-Ингольштадт Михаэль Грассль и Йонас Шютценедер рассказали об особенностях новой и быстро набирающей популярность социальной сети ТикТок. Ученые отметили, что очень важно определить какие компетенции необходимы для эффективной работы с новыми цифровыми платформами.

«Здесь необходимо разделять навыки работы с медиа и коммуникационные навыки. Заниматься развитием компетенций, позволяющих существовать в цифровой среде, необходимо еще в рамках школьного образования», — считает Михаэль Грассль.

Камилла Ренатовна Нигматуллина, заведующий кафедрой цифровых медиакоммуникаций Института «Высшая школа журналистики» СПбГУ рассказала об этических принципах журналистов в качестве примера для определения цифровой этики в сети. По мнению Камиллы Ренатовны, цифровая этика в сети необходима, так как блогеры являются источниками информации для своей аудитории и трансляторами «чувствительных» для нее тем. «Что могут сделать блогеры: принять общий этический кодекс, разместить личный кодекс на странице, то есть стать прозрачными, обсуждать этические кейсы публично, то есть сформировать «профессиональный» дискурс, взаимодействовать с аудиторией по чувствительным вопросам: ориентироваться на реакцию лояльных читателей и общий контекст», объяснила Камилла Ренатовна

Хайдрун Аллерт, профессор Кильского университета имени Кристиана-Альбрехта посвятила выступление анализу инструментов формирования исследовательских компетенций медиапедагогов. По мнению докладчика, современный учебный процесс и исследования университетов должны органично сочетать в себе классические и современные методики.

По завершении выступлений Елена Леонидовна дала старт дискуссии, в которой приняли участие представители блогосферы. По мнению участников, блогинг имеет свои правила существования, которые не всегда соответствуют установленным в обществе нормам. Участие в обсуждении приняли шеф-редактор российского сайта GQ.ru Софья Бронтвейн, член проектной группы по межпоколенческим коммуникациям РАСО, ведущий специалист ЦРОЭК ВЦИОМ, инстаграм-блогер Мария Цуканова, инстаграм-блогер Ксения Чилингарова, автор и ведущий YouTube-канала Юрий Омельченко и инстаграм-блогер Кристина Колокольцева. Участники дискуссии отметили, что цифровые технологии открывают перед обществом новые возможности не требующие, как прежде, сосредоточения лучших практик в крупных горо

Подводя итоги, и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО член-корреспондент Российской академии образования Борис Анатольевич Карев подчеркнул, что многогранность, многополярность и многовекторность интернет-пространства регулируется лишь косвенно, поэтому вопросы, которые поднимались в ходе дискуссии носят чрезвычайно важный характер.

Российская академия образования в сотрудничестве с Форумом «Петербургский диалог» проводит вторую по счету встречу, посвященную вопросам медиаобразования. Ежегодно участники двух стран отмечают актуальность и результативность мероприятий для обмена опытом и формированиях подходов в регулировании информации в сети и создания цифровой этики. По результатам круглого стола участниками встречи из двух стран будут сформированы предложения по улучшению этической обстановки в цифровом медиапространстве.